Беседа седьмая. моральные ценности семьи. Воспитание в семье нравственных норм и ценностей

I Введение

II Основная часть

1) Моральные ценности семьи и брака.

2) Нравственные основы семьи

Введение.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно - героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

1) Моральные ценности семьи и брака.

Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку нашего общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.

Имея в виду значение семьи для общества и каждого отдельного человека, наше государство всегда стремилось к укреплению семьи. Особое влияние на поведение человека могут оказать правовые нормы - закон. Поэтому и для укрепления семьи, наряду с другими мерами, используется закон. С первых дней существования российского государства издаются законы, цель которых - создавать и укреплять в семье отношения, соответствующие нашему общественному укладу и нашим нравственным требованиям. Конечно, большинство граждан ведут себя в семье так, что нет необходимости прибегать к помощи закона. В силу своих нравственных принципов люди без всякого принуждения выполняют все лежащие на них как членах семьи обязанности. Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Какими они станут, зависит от нас.

Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с принятием детей в семью на воспитание.

Однако основным регулятором в данном вопросе является мораль.

2) Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3) Преемственность семейных ценностей

#семья #нравственность #ценности

При постановке вопроса о семейных ценностях неизменно предполагается, что они заведомо обладают нравственным статусом. Многие философы считали семью институтом нравственности, социальной формой, которая по определению производит моральные ценности. Даже при осознании несовершенства наличных форм семьи, само ее существование продолжало считаться залогом моральности личности и общества. Однако поскольку исторические типы семьи многообразны и исторические формы морали также изменчивы, то нравственная самоценность семьи не является очевидной, и вопрос о соотношении семейных ценностей и нравственных ценностей нуждается в прояснении. В архаическом обществе архетип семьи был моделью
интерпретации любых, в том числе нравственных, отношений. Чтобы сориентироваться в ситуации, человек наделял ее участников семейными ролями. Фольклор пропитан идеями того, что семья - это первостепенная ценность, создать которую надо любой ценой. Само наличие у человека семьи служило критерием его моральной благонадежности. По словам одного австралийского аборигена, «тот, кто ведет себя правильно, не может лишиться всех родных». Архаический архетип семьи как критерия нравственности человека сохранялся даже тогда, когда система социальных отношений многократно переменилась.

Общество продолжало с подозрением относиться к сиротам не только по рациональным соображениям (плохая наследственность, неадекватное воспитание), но и в силу чисто первобытного предрассудка: человек без родственников - плохой человек. Архаические род и семья были построены по патриархальному принципу, который предполагал подчинение детей родителям, младших - старшим, женщин - мужчинам, давал представление о едином порядке вещей, незыблемость которого составило сердцевину традиционной нравственности. Отец семейства, следуя сложившимся культурным стереотипам, сам должен был проявлять заботу о духовно-нравственном воспитании членов семьи, приобщать их к ценностям традиции. Нравственное лидерство мужчины выражалось в том, что его жизнь строится по норме, а существование всех остальных - по его воле, которая наделяется атрибутами моральности. В традиционной культуре не считалось, что дети, вышедшие из младенческого возраста, заслуживают мягкого обращения и учета их интересов. Напротив, дети мыслились, как объект воспитания, который нужно как можно раньше любыми методами приобщить к сложившимся нормам.

Соответственно, семейные ценности традиционного общества - это патриархальные ценности, задающие вполне определенную матрицу нравственных ценностей, регулирующих отношения между полами и поколениями. С возникновением государства безусловный приоритет семейных ценностей был в некоторых цивилизациях поставлен под вопрос. Если в китайской традиции Поднебесная империя устойчиво мыслилась как большая семья, отношения в которой должны регулироваться правилами семейной почтительности, а не законами и принуждением, то уже древнеримское общество зафиксировало конфликт между гражданскими и семейными обязанностями человека, предпочитая первые вторым. Патриотизм, отношение человека к Родине как священной ценности подразумевал, что ради нее семейными интересами следует пожертвовать. Впоследствии различные системы нравственности настаивали на существование норм более важных, чем слепая преданность родне. В частности, в религиозной морали архетипу семьи было противопоставлено представление об индивидуальной душе, соотносящей себя с Богом. Поэтому человек может и должен любить Бога и Его нравственные правила больше, чем свои земные привязанности. В эпоху модерна произошел переход от большой патриархальной семьи традиционного общества к парной семье, что стало потрясением нравственных основ.

Семья из формы организации всей целостности человеческой жизни превратилась в локальное социальное образование, вовлеченное во взаимодействие с другими социальными единицами по универсальным правилам. Стремление человека традиционного общества укрыться в лоне семьи, просить совета у старших стало неодобрительно характеризоваться как «несамостоятельность», «бегство от свободы». Последовательное утверждение идеи равенства привело культуру модерна к формированию новой нравственной установки в семейной сфере: принципа равноправия моральных субъектов независимо от их пола и возраста. Кроме того, обоснование морали модерна осуществлялось не благодаря традиции, а с помощью рационального дискурса, в контексте которого все социальные практики должны соответствовать неким всеобщим моральным критериям. Семейные ценности перестали восприниматься как нравственные сами по себе, но должны были проходить проверку своего статуса, что уже свидетельствует об утрате ими самоценности

В современном обществе с очередным повышением социальной мобильности и изменением ценностных ориентаций, в условиях, когда семья перестала быть хозяйственной ячейкой, местом воспроизводства рабочей силы и даже репродукции человека, институт семьи настиг очередной кризис, который сопровождается активным поиском новых форм семейной жизни, что предполагает и поиск ее новых нравственных основ. В эпоху постмодерна семья выступает как важнейший источник идентичности, как сфера личностного самовыражения, ее главной функцией становится создание ниши для нравственных отношений. В условиях социальной непредсказуемости и отчуждения семья оказывается одной из немногих сфер полноценного саморазвития личности.

Строится она на тех же основаниях, что и любое другое сообщество: родственные отношения не являются ни «естественными», ни привилегированными, они вырабатываются как «договорные», «кумулятивные» привязанности . Семью укрепляет не кровное родство, брак или авторитет старших, но доверие и дружба, подлинная интимность отношений. В этом плане семейные связи становятся похожими на дружеские: «Принцип семьи - сообщества близких людей, преданных благу друг друга - несомненно, останется; но [теперь] родство может возникнуть из дружбы так же, как из кровных отношений» , - отмечает М. Френч. В свою очередь узы, подобные семейным (family-like ties), могут складываться и в дружеских сообществах .

В европейских странах речь идет не только о браках между геями, но и семьях геев, воспитывающих детей, а также о семьях, состоящих из нескольких гетеросексуальных женщин, воспитывающих детей совместно. «Просто вместе» - это не только название популярного французского романа, но и общее обозначение сущности современных семейных сообществ. Э. Гидденс пишет, что современный брак эволюционирует либо в дружбу, либо в «домашний очаг» - среду, в которой индивид обретает чувство безопасности и психологического комфорта . У. Бек среди прочих сценариев будущего семьи выделяет возникновение новых жизненных форм за пределами мужской и женской роли . Н. Гросс пишет, что детрадиционализация приводит к разрушению только так называемой регулятивной традиции брака и семьи, однако смыслообразующая традиция поддержания семейных связей на основе романтической любви и верности сохраняет свою роль в структуре интимности современных американцев . Таким образом, семья как сообщество может довольно далеко отойти от своего традиционного состава и функций, сохраняя при этом нравственное значение.

В постмодерных обществах ценность семьи не только не снизилась, но возросла. Почитание старших сменилось заботой о старших. Идеи толерантности, добровольности, равноправия и доверия стали основой новых норм, поддерживающих нравственные отношения в сообществах семейного типа. Дети становятся не только равноправными, но и главными (в силу их малочисленности и дорогостоящего воспитания) членами семьи. Исчезает разница между законными и «незаконными», родными и приемными детьми. Основой нравственности белорусского общества выступает традиционная нравственность и семья как ее доминанта. Семья образует ценностное ядро сознания взрослых белорусов, она занимает первую позицию, как среди базовых, так и среди инструментальных ценностей, ее значимость росла на протяжении последних десятилетий и превысила 90% .

Первое место семьи в иерархии ценностей является также наиболее важным общеевропейским приоритетом . Однако при всей приверженности семье белорусы недостаточно сильно осуждают те явления, которые фактически разрушают традиционную семью (развод, аборт, случайный секс) . Абстрактная ценность семьи слабо подкреплена инструментальными ценностями, позволяющими на практике создавать и поддерживать гармоничную семейную жизнь. Кроме того, содержание семейных ценностей давно и существенно модернизировано.

«В Беларуси в сознании населения доминирует эгалитарный тип семьи, обеспечивающий гендерное равенство и партнерство супругов в выполнении ими семейных обязанностей» . Притом, что семья у современной молодежи неизменно входит в пятерку ведущих жизненных ценностей, традиционная половая мораль, обеспечивавшая ее прочность, ушла в прошлое. Таким образом, при сохранении высочайшей ценности семьи происходит существенное изменение содержательного наполнения этой ценностной ориентации, относящейся к ядру нравственного сознания. Итак, в условиях динамичности семейных процессов и сосуществования семей различных типов современное общество не должно довольствоваться самоочевидной значимостью семейных ценностей. Следует тщательно формулировать ответ на вопрос: какой тип семьи общество нравственно одобряет, что является основанием этого одобрения, на основе каких именно нравственных ценностей нужно строить современную семью.

Литература

1. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб., 2004.

2. Franch, M.M. Beyond power: on women, men and morals. - N.Y., 1985.

3. Spencer, L. Rethinking friendship: hidden solidarities today. - New Jersey, 2006.

4. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну. - М., 2000.

5. Gross, N. The detraditionalization of intimacy reconsidered // Sociological Theory. - 2005. - Vol. 23. - № 3. - P. 286-311.

6. Морозова, С.Н., БулынкоД.М. Динамика жизненных ценностей в структуре нормативного сознания населения Беларуси и стран ближнего зарубежья // Роль образовательных и исследовательских организаций в приграничном сотрудничестве: материалы междунар. семинара, Минск, 29 мая 2008 г. - Минск, 2008. - С. 84-107.

7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. - Минск, 2004.

8. Воднева, А.К., СидоренкоС.Ф. Семья // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / под ред. Д.М. Булынко, А.Н.Данилова, Д.Г. Ротмана. - Минск, 2009. - С. 53-74

Введение. 3

Понятие моральных ценностей семьи. 4

Роль семейных ценностей. 7

Традиционные семейные ценности. 11

Современные семейные ценности. 12

Воспитание семейных ценностей. 13

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Моральные ценности - один из основополагающих причин, заложенных в фундамент нормативного регулирования человечьих действий. Это понятие обхватывает все сферы и области людской жизни: нравственные взоры, принципы, актуальные ориентиры, чувства. Нравственность регулирует поступки и дела людей, разграничивает зло и добро, отделяет честь от позора, совесть - от ее отсутствия. Моральные ценности включают понятия справедливости/несправедливости, беспощадности, милосердия и пр.

Без единой морали невозможна бесконфликтная жизнь в обществе, т.к. только такие нормы в состоянии отрегулировать деяния человека либо целого страны.

Ценности влияют на волю человека. Дело не в том, что хоть какой индивидум свободен принимать либо не принимать их по собственному усмотрению. Дело не в том, что моральные ценности могут быть прибыльными либо нерентабельными. Следование принятым этическим нормам - долг человека. Бессовестное поведение, уклонение от долга расценивается как утрата морали, приводит к осуждению обществом, укорам своей совести.

Понятие моральных ценностей семьи

Важнейшим институтом, созданным культурой для регуляции отношений между полами, является семья. Именно в ней человек получает первый опыт любви, и от того, каким насыщенным и плодотворным он будет, существенно зависит его собственная способность любить.

В семейной обстановке формируется представление человека о взаимоотношениях мужчины и женщины, отцов и детей, об общественных идеалах, о нормах добра и зла. Семья основывается на кровнородственных связях, но семейные отношения имеют и экономический, и социальный, и юридический, и духовный аспекты.



Семья как общественная группа существует с древнейших времен. Мировая культура создала три основные формы семьи, функции которой охватывают почти весь спектр человеческих потребностей и интересов. Этими тремя формами являются моногамия, полигамия и полиандрия.

Самая распространенная форма – моногамия (единобрачие). Для европейской морали, основанной на христианстве, эта форма семьи в наибольшей степени способствует равенству, справедливости и любовным отношениям между полами.

В странах исламской цивилизации, а также в большинстве аборигенных первобытных культур широко представлена полигамия (многоженство). При такой форме семьи практически отсутствуют одинокие женщины, но не может быть речи даже об относительном равенстве между мужчиной и женщиной, а любовь между супругами приобретает несимметричный характер.

Полиандрия (многомужество) существует в крайне незначительном числе культур (например, в тибетском королевстве Мустанг) и обусловлена факторами демографического и хозяйственного плана, прежде всего, необходимостью сдерживать рост народонаселения. В данной системе обездолено большинство женщин, которые лишены возможности быть любимыми, вступить в брак и родить детей.

В нравственном отношении моногамия более предпочтительна, чем другие формы семьи. Она более соответствует человеческой природе. Однако далеко не каждые два человека, даже искренне и страстно влюбленные, могут образовать нравственно полноценную семью, да и сам этот процесс требует длительных, порой очень тяжелых усилий по взаимной гармонизации.

Нравственную основу семьи составляет специфический спектр ценностей. Ее ядро образуют два человека, соединяющихся из-за того, что для каждого из них другой представляется самым ценным. Распад семьи происходит вследствие разрушения этого сугубо избирательного ценностного отношения. Даже если супруги продолжают жить вместе, но потеряли друг для друга всякую ценность, семьи больше нет, она продолжает существовать чисто номинально, не выполняя своего главного нравственного предназначения.

Для семьи нужна готовность принимать другого человека таким, каков он есть, не пытаясь переделать его на свой лад; радоваться его успехам, поддерживать в кризисные моменты. Устойчивость к неизбежным потрясениям приобретает та семья, где сложилось ясное распределение обязанностей, выработан механизм принятия решений с учетом интересов всех членов. Будучи ячейкой общества, семья вбирает в себя все механизмы нравственной регуляции поведения, но усиливает их действие, поскольку связи в ней носят непосредственный, интимный характер.

Кризис современной семьи, выразившийся в росте разводов и одиноких людей, снижении рождаемости и обособлении поколений, уменьшает нравственную защищенность человека и уровень его удовлетворенности жизнью. Перспективы его преодоления пока достаточно призрачны. Осторожные надежды внушает общая стабилизация жизни, целенаправленная социальная политика, укрепление духовных устоев.

Роль семейных ценностей

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой. Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый свое, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети.

Что такое ценности семейной жизни? Так что же все-таки такое семейные ценности и почему они таковыми являются? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные из них более обстоятельно. Примеры таких ценностей помогут показать их важность по отдельности и мощную силу в их совокупности. Он, она и их дети – разве смогут они счастливо жить, если в основе их отношений не будет лежать любовь? Любовь – настолько глубокое и всеобъемлющее чувство, которое просто не возможно точно описать словами. Мы можем только понимать, что это сильнейшая привязанность к другому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним. Э. Фромм обозначил любовь как особый вид единения между людьми, который имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах истории Запада и Востока. Любовь – это самая могучая сила в отношениях, которую только можно себе представить.

Люди становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Существуя в обществе, человек вынужден постоянно сталкиваться с трудностями и проблемами разного рода, тяжелейшими стрессами, наступающими из-за краха каких-либо надежд и мечтаний в жизни. Одному выстоять в этой буре чрезвычайно трудно, практически невозможно. Дом с родными людьми становится тихой гаванью, где можно получить помощь, поддержку, заботу, отдохнуть и набраться сил для того чтобы жить дальше и радоваться жизни.

Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания его партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. При этом недопустимо насильное вмешательство и вторжение в личное пространство партнера с целью сломать, подчинить другую личность и «переделать» ее под себя.

Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.

Подобные примеры ценностей можно продолжать еще долго, Самое главное в них их смысловой груз и сила, которая сможет дать долгую и счастливую жизнь любому союзу. В обществе семейные ценности принято подразделять на два вида – традиционные и современные. Как это ни странно, они зачастую могут входить в конфликт друг с другом.

Традиционные семейные ценности

Когда мы говорим о семейных ценностях в общепринятом понимании, то можем легко оперировать этим понятием и понимать в общих чертах, что оно означает. Когда же темой разговора становятся традиционные семейные ценности, то возникают и дискуссии, и определенные недопонимания друг друга. Существует множество определений этого термина, но все они, как правило, носят громоздкую и неудобоваримую форму. Самым простым определением было бы охарактеризовать данную форму ценностей как результат взаимодействия на продолжительном этапе времени общества с его взглядами с религиозными нормами, признанными в этом обществе, направленный на сохранение института семьи.

Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругов. Именно их пытаются привить молодым их бабушки, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей. Основной смысловой нагрузкой, которую они несут, является брак, как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины, целью которой является при сохранении веры и любви друг к другу – продолжение рода и воспитание детей.

Проблемой в восприятии традиционных семейных ценностей в наше время является практически полное отсутствие какой-либо свободы выбора и изменения личной жизни. Так, например, развод противоречит традиционным канонам, а в наше время как-то трудно с этим согласиться, ведь ситуации бывают разные и люди.

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. И.С. Кон. “В поисках себя”. М, 1984, с. 17.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям - источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990, с.24.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Моральная ценность семьи

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

считать, что удел свекрови - только домашние дела;

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

не читать газету за обедом;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии, что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.

4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции семьи как ячейки общества и важнейшей школы нравов. Морально-нравственные основы семьи. Показатели, влияющие на степень и качество проявления статусных диспозиций в семье. Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Чистота и опрятный вид родителей как одно из средств сохранения их авторитета у детей. Сохранение чистоты и порядка в доме. Разделение домашних обязанностей между членами семьи. Основы хорошего воспитания ребенка. Преодоление "трудного" возраста ребенка.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Эстетическая и художественная культура - составляющие духовного облика личности. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, критерии, задачи и понятия эстетического воспитания. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников, внеклассная работа как средство воспитания правильной эстетической культуры. Искусство как средство эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Понятие эстетического воспитания и его функции. Художники-модельеры как законодатели в области моды. Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эстетизация - особенность социалистического общества.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Основные организационные и этические стандарты, нормы и ценности организации. Этическая ответственность организации перед обществом. Организация и управление предприятием как проблема управленческой этики. Специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия. Христоцентричность морали Нового Завета. Отличие христианской этики от других этических систем. Характеристика периодов формирования христианской этики.

Просмотров