Категории граждан имеющих право на получение дмо. О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении льготников (демо). С изменениями и дополнениями от

Правительство РФ, беспокоясь о населении страны, на регулярной основе разрабатывает законопроекты, которые позволят помочь нуждающимся и поощрить тех, кто этого заслуживает.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По этой причине, президентом России был введен законопроект, в соответствии с которым граждане, имеющие заслуги перед государством имеют возможность воспользоваться ежемесячной материальной надбавкой к пенсии.

Какова специфика закона об материальном обеспечении и как он скажется на финансовом состоянии потенциальных претендентов?

Что это такое

На территории РФ предусмотрено две разновидности льготников – федеральные и региональные. Лица, относящиеся к федеральным льготникам вправе претендовать на социальные надбавки к пенсии. Одной из таких является дополнительное ежемесячное обеспечение.

Основанием для получения денежных средств является указ, который подписал президент России в 2005 год, на день шестидесятилетия победы в Великой Отечественной войне.

Общая характеристика

Дополнительное пособие выплачивается гражданам ежемесячно из государственного бюджета.

Такая выплата может предназначаться лишь той категории граждан, которая уже получает пенсию. В данном случае речь идет о лицах, имеющих заслуги перед государством. В том случае, если лицо, имеющее право на надбавку, погибло, денежные средства будут выданы его родственникам.

Проблемы

Потенциальные претенденты на надбавку нередко сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего, речь идет об отказе сотрудников органов Пенсионного Фонда наделить пенсионера правом получать надбавку.

Перед обращением в соответствующие государственные структуры, гражданин должен помнить о том, что для получения материальной помощи ему необходимо выполнить следующие условия:

  • удостовериться в наличии особых заслуг перед государством, которые зафиксированы государственными наградами или званиями;
  • наличие гражданства РФ;
  • наличие статуса пенсионера;
  • отсутствие официального трудоустройства;
  • документальное подтверждение статуса претендента на выплаты, к примеру подтверждение инвалидности вследствие военных действий.
В том случае, если гражданин не соответствует общепринятым требованиям, он будет лишен права на дополнительное обеспечение.

ФЗ 21

Федеральный Закон № 21 содержит в себе перечень лиц, которые вправе претендовать на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и порядок начисления надбавки. Законопроект был принят правительством в 2002 году.

В соответствии с законом на финансовую помощь могут претендовать лица имеющие особые заслуги перед государством. По последним данным, ДЕМО получают 1 120 110 человек, проживающих на территории РФ.

Кому назначается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Законодательными нормами РФ четко установлены категории граждан, которые вправе претендовать на дополнительную финансовую поддержку от государства. Условно, их можно разделить на три основные подгруппы.

Ветераны ВОВ и представители их семьи

В данном случае, речь идет о следующих категориях населения:

  • инвалиды, лица, принимающие участие в ВОВ, пленники фашистов;

Обратите внимание. Установленные нормы содержат в себе перечень лагерей принудительного содержания. В том случае, если гражданин не пребывал в указанном месте, а был пленником в ин6ом лагере он лишается права на выплаты.

  • военнослужащие граждане, не участвующие в военных действиях ВОВ;
  • вдовы лиц, принимающих участие в военных действиях или вдовы умерших инвалидов ВОВ;
  • лица, имеющие награду «блокадного Ленинграда».

Инвалиды посредством военной травмы

Те граждане, которые официально были признаны инвалидами по причине участия в военных действиях вправе получать дополнительную финансовую помощь от государства. Примечателен тот факт, что периодичность службы может не быть связано с причиной инвалидности.

Главное условие – акт, заключённый комиссией МСЭ, содержащий графу «военная травма», полученная вследствие контузии, ранения или недуга в момент защиты РФ или пребывании на фронте. Таким образом, специфика службы не имеет принципиально важного значения.

За достижения перед РФ

Правительство оказывает материальную помощь тем лицам, у которых имеются заслуги перед государством.

Среди них следующие:

  • герои Советского Союза и России;
  • граждане, обладающие наградами «За заслуги перед отечеством», «Героя труда» и прочие;
  • лауреаты государственных премий;
  • чемпионы Олимпийских игр.

Обратите внимание. Прочие граждане, имеющие заслуги перед государством, к примеру, в сфере культуры или науки, могут получить надбавку лишь при назначении ее президентом РФ.

Документы

Дополнительная финансовая поддержка назначается на основе пакета документов, предоставленных гражданином в соответствующие государственные органы.

Среди них следующее:

  • заявление;
  • паспорт;
  • прочая документация, которая сможет подтвердить право жителя РФ получать выплаты, к примеру, справка МСЭ.

К примеру, вдове военнослужащего необходимо подготовить следующую документацию:

  • извещение о гибели супруга;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о браке.

Инвалиды, которыми были получены травмы посредством военных действий в обязательном порядке необходимо предъявить справку медицинской экспертизы. В качестве причины инвалидности справка должна содержать заключение «вследствие военной травмы».

Видео: Как получить

Размер материального обеспечения в 2019 году

Законопроект, в котором указан порядок начисления пособия был принят в 2005 году и в дальнейшем коррективы отсутствовали. На текущий момент сумма выплаты четко установлена общепринятыми нормами.

Примечателен тот факт, что размер финансовой поддержки напрямую зависит от социальной пенсии. Сумма может варьироваться в зависимости от проведенной правительством индексации.

Для получения детальной информации необходимо ознакомиться с данными, представленными в таблице :

Сумма пособия Категория претендента
1 тыс. рублей · инвалиды;

· ветераны ВОВ;

· пленники фашистов;

500 рублей · служащие, не принимающие участие в военных действиях ВОВ;

· вдовы инвалидов ВОВ;

· пленники фашистов;

· лица, обладающие орденом «житель блокадного Ленинграда»;

415% от социального пособия · герои Советского Союза или РФ;

· лица, имеющие орден за заслуги перед родиной;

330% от социальной выплаты · лица, имеющие орден Ленина;

· лауреаты государственных премий;

250% от социального обеспечения · лица, имеющие орден трудовой славы;

· чемпионы Олимпийских игр.

Обратите внимание. Процент надбавки рассчитывается с учетом усредненного размера государственного пособия, размер которого составляет 4960 рублей.

В том случае, если гражданину начисляется несколько разновидностей социальной пенсии, сумма надбавки будет рассчитана с учетом выплаты наиболее крупного размера.

Подача заявления о назначении

Благодаря указу, принятому правительством в 2005 году для получения ДЕМО не нужно подавать заявление, дополнительное пособие назначается в автоматическом режиме. Основанием для выдачи денежных средств является документация, хранящаяся в ПФ.

В течение 10 дней уполномоченные сотрудники Пенсионного Фонда должны рассмотреть прошение гражданина и оповестить его о принятом решении.

Заявление

Для получения финансовой помощи граждане должны грамотно составить заявление для подачи в органы Пенсионного Фонда.

Существует универсальный бланк документа, для его получения в распоряжении потенциального претендента на выплаты несколько альтернативных способа:

  • заполнение бланка ив органах ПФ непосредственно перед подачей заявления;
  • скачивание образца бланка на официальном сайте государственного органа.

Обратите внимание. Документ находится в общем доступе, а соответственно граждане могут им воспользоваться на бесплатной основе.

Выплата

Государство, заботясь о своих гражданах, разрабатывает законопроекты, позволяющие поощрить тех, кто этого заслужил либо тех, кто в этом нуждается. Если говорить о наших дедах и бабушках, защищающих грудью Родину, то дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – лишь мизер, который мы обязаны им возместить. Рассмотрим, кому и на каких основаниях оно ещё положено.

Описание

Регулярная выплата начисляется каждый месяц из средств бюджета государства. Она назначается гражданам РФ, которые уже получают . В эту категорию также включены люди, обладающие правом на ежемесячное содержание судьи (установлено пожизненно) и выдающиеся заслуги перед Россией.

ДЕМО не выплачивается, когда человек работает где-нибудь.

Деньги, на которые имеет право гражданин, не получивший их по причине смерти, отдаются его наследникам.

Выплата льготного пособия приостанавливается, если гражданин лишился государственных званий (наград), дающих право на них. она может после возобновления прав на награды.

Граждане, проживающие в учреждениях социального обслуживания, могут получать ДЕМО в полном размере.

Размер выплаты

На величину ДЕМО влияет величина . Когда согласно законам РФ увеличивается базовая пенсия, автоматически растёт ежемесячное обеспечение. Процентную зависимость можно проследить в таблице 1.

Защитникам родины в период ВОВ выплачивается ДЕМО в размере десяти минимальных пенсий.

Кто имеет право на получение ДЕМО

Дополнительное обеспечение каждый месяц могут получать только следующие лица:

  1. граждане РФ, проживающие в стране и при этом получающие пенсию, пожизненное судейское содержание либо выслужившиеся перед Родиной;
  2. граждане РФ, проживающие за границей, но имеющие перед РФ особые заслуги и достижения.

Более подробно тех, кто имеет правовое обоснование на ДЕМО можно представить таким образом:

  • граждане, перечисленные в таблице 1;
  • получившие орден «За службу Родине в Воору­жённых Силах СССР» I-III степеней;
  • инвалиды ВОВ;
  • люди, бывшие в заключении у фашистов (гетто, концлагеря и пр.) во время Второй мировой войны;
  • лица, служившие во время ВОВ минимум полгода в частях, не включённых в действующую армию;
  • жёны погибших мужей, нёсших воинскую службу в период ВОВ, войны с Японией;
  • жёны умерших инвалидов ВОВ;
  • награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Этапы получения дополнительного ежемесячного материального обеспечения

На практике многим категориям граждан ДЕМО назначено автоматически, так как Пенсионный Фонд (ПФ) страны владеет информацией о списке инвалидов ВОВ, бывших узников фашистов и пр. Остальные должны предпринять следующие действия:

  • Собрать необходимый перечень документов:
    1. удостоверение личности (паспорт и др.);
    2. документ на льготы (справка из архива, медико-социальной экспертизы);
    3. извещение и свидетельство о гибели супруга, свидетельство о браке, удостоверение инвалидности (касается вдов военнослужащих и инвалидов ВОВ);
    4. документы, подтверждающие гражданство (для граждан РФ, живущих за границей).
  • Написать заявление в местном органе ПФ и представить необходимые документы.
  • Дождаться официального ответа от сотрудников ПФ (не позднее 10 дней). В нём будет указано решение о подтверждении права на ДЕМО и выплаты за прошлый период, если обращение поступило позднее наступления права на льготу. Отказ с пакетом документов обратившегося лица должны прислать в течение рабочей недели.
  • После этого каждый месяц начнут начисляться выплаты и выдаваться совместно с пенсией.
  • Для выбора определённого способа доставки ДЕМО (по почте, через банковский счёт и пр.) следует написать заявление в местные органы ПФ.

Выплата за особые заслуги и выдающиеся достижения

Его получают лица, имеющие важные заслуги перед Россией в указанных областях:

  • государственной;
  • общественной;
  • хозяйственной;
  • культурной;
  • научной;
  • технической.

В данном случае размер выплаты может устанавливаться главой государства. Круг указанных лиц может быть расширен на основании закона №21-ФЗ.

Выслужившиеся граждане должны предъявить важный пакет документов для назначения ДЕМО:

  • книжку либо грамоту (лица со званием Героя СССР, РФ, Социалистического Труда);
  • удостоверение к награде РФ либо орденскую книжку (лица, получившие орден Ленина, Св. апостола Андрея Первозванного и пр.);
  • диплом лауреата, правительственное постановление о присвоении Госпремии и звания лауреата (лауреаты Ленинской и прочих премий);
  • справку Госкомитета по физкультуре и спорту (чемпионы).

Заместить указанные подтверждающие документы могут справки архивных учреждений.

Те, кто имеют несколько наград или званий, согласно закону о назначении дополнительного обеспечения, могут получать только одно ДЕМО. Но положительный момент, что оно будет более высокого размера из всех, что положены человеку.

Консультация Пенсионного фонда по социальным выплатам для граждан РФ:


Дополнительное материальное обеспечение, как указывалось, является разновидностью материального обеспечения. Последнее, как следует из вышеизложенного, составляет основной элемент социального обеспечения, включая такие его способы, как денежные выплаты (пенсии, пособия) и натуральное обеспечение. Особенностью дополнительного обеспечения является его вспомогательный характер в системе пенсионного обеспечения: дополнительное материальное обеспечение поощряет за особые заслуги или компенсирует вредные условия работы, жизни.

Исходя из его назначения, дополнительное материальное обеспечение назначается отдельным категориям граждан, причем круг этих категорий граждан значительно более узок, нежели круг граждан, получающих основное материальное обеспечение (сравним, например, количество пенсионеров в целом и часть из них, получающих дополнительное материальное вознаграждение как Герои Советского Союза).

Законодательство о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении состоит из отдельных нормативно-правовых актов, устанавливающих основания, размеры и порядок выплаты обеспечения. Эти акты могут приниматься на федеральном уровне и на уровне субъектов России, т.к. согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Интересно в этом плане одно из судебных дел. Прокурор Воронежской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1 постановления администрации Воронежской области от 4 мая 1995 г. "О дополнительных мерах по социальной защите участников групп разминирования территории области в 1943 - 1945 годах", а также п. п. 1.4 и 7.1 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям участникам групп разминирования территории Воронежской области в 1943 - 1945 годах, утвержденного постановлением администрации области от 24 октября 2003 г.

В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемые нормы постановления администрации области и Положения, предусматривающие назначение и выплату ежемесячной доплаты к пенсиям только тем участникам групп разминирования, которые постоянно проживают на территории Воронежской области, постоянно зарегистрированы на территории области, и прекращение выплаты доплаты в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы области, противоречат федеральному законодательству и законодательству области. Решением Воронежского областного суда от 24 сентября 2004 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 9 февраля 2005 г. в удовлетворении представления отказала, указав, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление гражданам дополнительного материального обеспечения за участие в разминировании территории страны в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим субъект Российской Федерации вправе был на своем уровне установить ежемесячные доплаты к пенсии указанным лицам. При этом администрация области имела право распространить названные надбавки к пенсии только на жителей области и при выбытии их на постоянное место жительства за пределы области прекратить выплату этих надбавок, поскольку их финансирование осуществляется из средств бюджета области.



К федеральным нормативно-правовым актам в сфере дополнительного материального обеспечения можно отнести следующие:

1) Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ и Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 07.06.2002 N 390;

2) Указ Президента РФ "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 30.03.2005 г. N 363 и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» от 30.04.2005 N 273;



3) Указ Президента РФ «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» от 01.08.2005 N 887 и Постановление Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536;

4) Указ Президента РФ «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 23.08.2000 N 1563 и Постановление Правительства РФ «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» от 01.09.2005 N 549, утвердившего Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию;

5) Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155";

В перечисленных нормативно-правовых актах установленные выплаты именуются чаще всего как дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, но иногда как ежемесячная доплата к пенсии (Постановление Правительства РФ «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 14.03.2003 N 155). Несмотря на иную формулировку выплаты в указанном Постановлении речь идет также о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении, т.к. оно имеет дополнительный характер.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение производится независимо от получения других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (например, пенсий, субсидий, компенсаций и др.). В этом состоит сущность признака дополнительности рассматриваемого вида обеспечения.

Согласно преамбуле «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 N 21-ФЗ (далее – Закон № 21-ФЗ) его целью является определение условий и порядка назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством гражданам Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 21-ФЗ граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Закон № 21-ФЗ (п. 2 ст. 1) указывает категории граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

2) граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) граждане, награжденные орденом Ленина;

4) граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

6) Герои Социалистического Труда;

7) граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом № 21-ФЗ, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, на оклады за звания действительного члена и члена - корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Это означает, что получение таких денежных выплат фактически лишает гражданина права на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ и что его установление в этом случае возможно только при условии прекращения иных выплат. К этим выплатам относятся:

а) дополнительное материальное обеспечение на основании иных нормативных актов;

б) пенсия за выслугу лет, устанавливаемая лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы;

в) доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления;

г) оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук.

Как можно заметить, в рассматриваемом пункте ст. 1 Закона № 21-ФЗ не оговаривается, что граждане должны иметь право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами либо на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления, по тем же основаниям, которые предусмотрены для назначения дополнительного материального обеспечения комментируемым Законом.

Из этого следует общий принцип - при решении вопроса об установлении дополнительного материального обеспечения по нормам Закона № 21-ФЗ во внимание принимаются любые виды дополнительного материального обеспечения и доплат к пенсиям, предусмотренные иными нормативными правовыми актами, как федеральными, так и региональными, независимо от оснований их назначения. Здесь требуется учитывать и дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед субъектом Российской Федерации, и ежемесячную доплату к пенсии, назначаемую по другим основаниям.

Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в п. 2 ст. 1 Закона № 21-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград. Например, Герой Советского Союза, который одновременно является олимпийским чемпионом, будет получать одно дополнительное материальное обеспечение. Также и неоднократному чемпиону Параолимпийских игр, несмотря на наличие у него нескольких золотых медалей, будет установлено одно дополнительное материальное обеспечение.

Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, размер дополнительного материального обеспечения может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости;

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Параолимпийских игр, чемпионам Сурдоолимпийских игр - 250 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, в дань глубокого уважения ветеранам войны, с 1 мая 2005 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение следующим категориям граждан:

а) инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей;

б) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей;

в) вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей;

г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей;

д) бывшие совершеннолетние узники нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ от 30.04.2005 N 273 утверждены Правила (далее – Правила № 273), которые определяют порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения указанным категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

В указанных Правилах установлено, что, если гражданин относится к нескольким из указанных выше категорий, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер. Правилами № 273 предусмотрено (п. 10), что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не обязательно должно выплачиваться пенсионерам.

Указ Президента РФ от 01.08.2005 N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установил с 1 сентября 2005 г. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Во исполнение данного Указа Президента РФ Постановлением Правительства РФ «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы» от 24.08.2005 N 536 установлено, что обращение за дополнительным ежемесячным материальным обеспечением установленным инвалидам вследствие военной травмы, его назначение и выплата осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами N 273.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 (далее – Постановление № 155) утвержден список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии. Если предыдущими рассмотренными Указами Президента РФ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливалось для категорий граждан, живших в тяжелых условиях в определенный промежуток времени (военное время). то Постановлением № 155 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение предусмотрено для категорий граждан по признаку профессиональной вредности.

В утвержденный Постановлением № 155 список включены такие должности членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, как пилоты, командир воздушного судна, командир-инспектор (-инструктор, -наставник) воздушного судна, летчик, второй пилот, летчик-наблюдатель, летчик-штурман, шеф-пилот, штурман, штурман-лидировщик, штурман-аэрофотосъемщик, штурман-аэросъемщик, флаг-штурман, бортовые инженеры, бортовой инженер-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой инженер-штурман, бортовой механик воздушного судна, бортовой механик-инспектор (-инструктор, -наставник), бортовой радист воздушного судна и др.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается Постановлением № 155 в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" от 27.11.2001 N 155-ФЗ.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 (далее – Указ № 1563) в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденных этим же Указом:

Гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или) СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации, лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, и имеющим страховой стаж работы в этих организациях не менее 15 лет;

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает следующие категории лиц:

1) мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

2) мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют также граждане, вышедшие на пенсию до вступления в силу Указа № 1563 (при соблюдении перечисленных в нем условий).

Указ № 1563 предоставляет дополнительное ежемесячное материальное обеспечение не только категориям граждан, выделенных по наличию наград, тяжести условий труда, но и по перечням видов деятельности. Указом № 1563 утверждены следующие виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях:

1) разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

2) производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла;

3) хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении;

4) демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению;

5) утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

Гражданам, имеющим право на дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет либо ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, государственные должности Российской Федерации или государственные должности федеральной государственной службы, назначается дополнительное обеспечение в соответствии с Указом № 1563 либо одна из указанных дополнительных выплат по их выбору.

Таким образом, по юридической силе нормативно-правовые акты, регулирующие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, разнообразны: Федеральный закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. При этом в Федеральном законе и указах Президента РФ – излагаются категории граждан, размеры и основания выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а в постановлениях Правительства –порядок начисления и выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения.


Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) - надбавка определённым категориям граждан. Это своего рода доплата к . Выплаты осуществляются из федеральной казны. Оформление, назначение и выплату доплаты контролирует Пенсионный фонд России. Средства начисляются одновременно с пенсией.

ДЕМО – социальная выплата. Это денежное выражение признательности гражданам, которые имеют особые достижения и заслуги перед народом и государством в целом.

Кому полагается ДЕМО

Назначения этих дополнительных выплат регламентирует Указ Президента РФ № 363 от 30 марта 2005 года. Согласно документу, на ДЕМО имеют право:

  • Ветераны Великой Отечественной войны, получившие инвалидность в ходе участия в боевых действиях;
  • Граждане, получившие инвалидность в ходе боевых действий;
  • Граждане, имеющие государственные боевые награды СССР;
  • Военные, служившие в период ВОВ в учреждениях, не числившихся в составе основной армии;
  • Вдовы инвалидов ВОВ;
  • Блокадники;
  • Герои СССР и РФ;
  • Граждане, награждённые орденом Ленина или орденом Славы;
  • Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством»;
  • Обладатели госпремии СССР, РФ;
  • Граждане, награждённые орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех степеней;
  • Победители Олимпиады и Параолимпиады;

Размер дополнительной выплаты в 2019 году

Сумма доплаты была установлена ещё в 2005 году, сейчас она остаётся на том же уровне и варьируется от 500 до 1000 рублей. Её размер, в отличие от других выплат, не зависит от индексации.

Доплата 500 рублей положена следующим категориям граждан:

  • Военные, служившие в период Великой Отечественной войны в учреждениях, не числившихся в составе основной армии;
  • Вдовы военных, погибших в Великой Отечественной войне, в ходе финской и японской войн;
  • Блокадники;
  • Несовершеннолетние узники концлагерей.

Обращаем внимание, что ДЕМО назначается вне зависимости от других выплат, также на неё не влияет размер пенсии , статус и доход пенсионера. Даже в том случае, если гражданин имеет право на какие-либо другие доплаты, ДЕМО все равно будет назначено и будет выплачиваться.

Процесс оформления ДЕМО

Доплата присваивается автоматически. Необходимость её назначения утверждают сотрудники Пенсионного фонда России, основанием для оформления ДЕМО служат документы, которые хранятся в архивах ПФР. Таким образом, имеющим право на доплату писать заявление не требуется.

Однако, бывают случаи, когда гражданам, вопреки их правам, надбавка не назначается. Если такое происходит, необходимо обратиться в ПФР, чтобы выяснить причину. Это может быть ошибка специалистов или отсутствие необходимы документов в архивах фонда.

Отметим, что назначения допвыплаты бывшим узникам концлагерей предусмотрен специальный порядок. Подтверждение права на получение ДЕМО происходит на основании данных государственного «Фонда взаимопонимания и примирения». Документы, доказывающие принадлежность гражданина к этой категории, передаются в ПФР.

Добавим, что есть определённый перечень мест принудительного содержания людей во времена ВОВ, поэтому если гражданин был узником в концлагере, не указанном в списке, ДЕМО назначено не будет.

Обращаем внимание, что граждане России, из вышеуказанных категорий, проживающие заграницей, также могут получать ДЕМО. Им необходимо отправить заявку на назначение допвыплаты в Пенсионный фонд.

Список документов, для подтверждения права на ДЕМО, если она не назначена автоматически

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Статья 25:

  • 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
  • 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Поэтому статья 22 названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Важно отметить, что случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.

Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения:

всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально - демографических групп и слоев населения; использование комплексных мер по социальной защите населения; стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета; демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

  • - учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);
  • - категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).

Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные фонды установлены Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. В Фонд социального страхования страховые взносы составляют 5,4 процента по отношению к начисленной оплате труда, в Государственный фонд занятости населения, соответственно 1,5 процента, в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 процента. Значительны дотации государства в названные фонды. Для всех этих фондов аккумуляция средств происходит также и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению (например, от изъятия их государством на другие нужды). Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера.

Несмотря на то, что особенно в последнее время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем: несоответствие многих норм Закона 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" потребностям пенсионеров на современном этапе и в обозримом будущем (малый размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма осовременивания заработка, из которого исчисляется пенсия, и др.); систематическое нарушение сроков выплаты пенсий и пособий; определенная бессистемность социальных выплат, предоставляемых семьям с детьми; отсутствие эффективного механизма поддержания покупательной способности социальных выплат; существование социально необоснованных различий в уровнях пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров; отсутствие правового механизма, обеспечивающего реализацию государственной программы по борьбе с безработицей.

Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения, что возможно лишь при принятии нового пенсионного закона. В настоящее время уровень пенсий у большинства пенсионеров ограничен тремя минимальными размерами заработной платы. Можно сказать, что лица, получающие пенсии в таких размерах, обеспечены ниже уровня минимальной потребительской корзины. В новом пенсионном законе, разработка которого ведется, трудовым пенсиям должна быть возвращена их изначальная сущность. Лица, отдавшие обществу от 30 до 40 и более лет своей трудовой деятельности должны иметь право на достойный уровень жизни при выходе на пенсию. В противном случае государство не должно декларировать существование двух видов пенсий: трудовых и социальных, ибо разница между ними ныне практически отсутствует. Сложившаяся ситуация становится еще более болезненной в связи с тем, что для отдельных категорий граждан, например, судей, депутатов и некоторых других, размер обеспечения по выходе в отставку или на пенсию за выслугу лет колеблется от 75 до 85 процентов получаемой заработной платы, которая значительно выше средней по стране. Представляется, что именно такой размер должен быть характерен для трудовых пенсий, назначаемых всем категориям граждан.

Просмотров