Наказание запрет в отношении нарушителей дисциплины. Права в сфере образования. Процедура применения мер дисциплинарного взыскания

Введение

1.1 Наказание

1.2 Виды и формы наказания

2.1 Особенности воспитания младших школьников

2.2 Основные требования к применению наказаний

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.

Цель исследования: изучение наказания как метода педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить роль наказания в воспитании младших школьников.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Глава I. Наказание как метод педагогического процесса

1.1 Наказание

Тема "методы педагогического процесса" в педагогической науке всегда была объектом исследования, до сих пор она остается неразработанной проблемой. В нахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователям мешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.

Большинство ученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способ совместной работы учителя и учащихся. Некоторыми учеными методы педагогического процесса отождествляются с педагогическим процессом. "... На практике метод самостоятельной работы учащихся весьма мало распространен", - пишет доктор педагогических наук Калашников А.Г. В этой цитате автор самостоятельную работу ошибочно называет методом. А самостоятельная работа является синонимом понятия "педагогический процесс".

Некоторые ученые в объяснении методов руководствуются ошибочным принципом "сколько средств, столько и методов". Например, они выделяют такие, методы, как демонстрация кинофильмов, демонстрация плакатов, демонстрация схем...; выполнение упражнений, выполнение трудовых заданий в мастерских, написание сочинений...; работа с книгой, работа с журналом, работа с газетой и т.д.

В педагогической науке наблюдается необоснованная "специализация" методов. Группа ученых выделяют методы преподавания: а) физики; б) математики; в) истории; г) языка; д) литературы; е) музыки; ж) рисования и т.д. Ученые, изучающие теорию и историю педагогики, выдвигают методы: а) интернационального; б) патриотического; в) нравственного; г) умственного; д) трудового; е) эстетического воспитания и т.д.

На самом деле во всех случаях одинаково успешно могут применяться все объективно существующие в жизни методы. Специальных методов, присущих только какой-то области воспитания или к отдельному учебному предмету, нет.

Ошибочным является стремление ученых классифицировать методы педагогического процесса. Существует множество классификаций, которые, как правило, делаются в рамках таких крупных групп методов, как "методы обучения" и "методы воспитания".

По методам обучения, например, известны следующие классификации:

Первый вариант: словесные, наглядные, практические методы.

Второй вариант: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления; методы проверки знаний, умений, навыков;

Третий вариант: объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный); репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод (или эвристический); исследовательский метод;

Четвертый вариант: методы сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами обучения; самостоятельная работа; методы программированного обучения; методы проблемного обучения.

По методам воспитания учеными делаются следующие классификации:

Первый вариант: методы убеждения (фронтальная беседа с учащимися, лекция, дискуссия, требование); методы организации деятельности учащихся (упражнения, поручение, приучение); методы стимулирования поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание).

Второй вариант: методы формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Вышеперечисленные свидетельствуют об отсутствии в педагогике научной концепции методов педагогического процесса. В науке и в обиходе встречаются понятия "методы обучения", "методы воспитания", "методы познания", "методы преподавания", "методы учения", "методы исследования", "методы педагогического процесса". Наиболее удачным и правильным считается последнее из них.

"Методы педагогического процесса" включают в себя все названные понятия. Методы - это способы передачи и усвоения содержания педагогического процесса.

К методам педагогического процесса относятся: объяснение, рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, Синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет, "подкуп", "захват в плен", рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж, "вхождение в роль", "слепота", акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, юмор, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление, устрашение, отпор, обман, торможение и т.д. (9, С.90-97).

Выбор того или иного метода зависит от конкретной обстановки, которая, как правило, обусловливается уровнем развития ученика, содержанием педагогического процесса, подготовленностью учителя к применению того или иного метода и т.д.

Одним из методов педагогического процесса является наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя - наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

ü наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому;

ü если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

ü за один раз - одно наказание; наказание - не за счет награды;

ü срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

ü ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

ü нельзя унижать;

ü наказан - прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему ни себе. (7, С.77-85)

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.

Сочетание требовательности с уважением к ученику. В основу применения наказаний в школе положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.

В основе воспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей - это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детям важно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагает применение в необходимых случаях различных мер наказания.

Наказание, разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает, что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся не действуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся. Конечно, учитель - живой человек, он имеет право на гнев, но не на злобу и оскорбление достоинства ученика. Наказание имеет смысл только в том случае, если учащийся переживает свою вину.

Если ученики знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с учеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.

Справедливое и осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.

Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихся за нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом учеников.

Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, в хорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению к ученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, за плохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, а старосту класса,

Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.

Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказывая ученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.

Не оскорбляя личного достоинства ученика, следует вместе с тем в категорической форме осудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаях замечание приобретает характер коллективного воздействия. Его объявляют на собрании класса, на пионерском сборе или на собрании комсомольцев. При этом условии воспитательная роль замечания повышается.

Иногда во время урока, на экскурсии или прогулке ученики проявляют неорганизованность, нарушают дисциплину и порядок. Может ли учитель или классный руководитель не замечать это? Конечно, нет. Можно сделать замечание всему классу. Правда, опытные воспитатели не злоупотребляют этим. Ведь в классе есть ученики, не виновные в нарушении дисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем ученикам, а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если класс представляет собой дружный коллектив, учащиеся сами назовут нарушителей дисциплины и вместе с учителем осудят их недостойное поведение. Такое коллективное замечание будет более эффективным.

При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всех случаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.

Иногда ученики допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимых усилий к своему исправлению. Их можно вызвать на педагогический совет для внушения. Там они объясняют свое поведение, выслушивают советы учителей, директора школы, представителей родительской общественности. Эта мера оказывает большое воспитательное воздействие. Даже те ученики, которые не поддаются воздействию со стороны учителя или классного руководителя, после вызова на педагогический совет ведут себя лучше.

Нередко учащихся вызывают на заседание педагогического совета лишь для того, чтобы добиться от них признания вины и обещания исправиться. Конечно, это имеет некоторое значение. Но нельзя ограничиваться лишь этим. Важно внушить, что ученик нарушает свой долг, что его поведение подрывает честь школы. Не менее важно показать провинившемуся пути исправления поведения.

Опора на ученический коллектив. Опытные педагоги, применяя наказания, опираются на помощь и поддержку ученического коллектива. Хороший коллектив обычно осуждает неправильные действия своего товарища. Это осуждение весьма эффективно. Педагогу в этом случае нет надобности применять серьезные наказания. Он может ограничиться простым замечанием. Встречаются ученики, которые и после этого не обнаруживают желания исправиться, продолжают нарушать дисциплину. По отношению к. ним применяются более серьезные меры наказания (выговор, вызов на педагогический совет).

Если наказание поддерживают все учащиеся, оно оказывает сильное воздействие на провинившегося ученика, конечно, при условии, если он дорожит мнением коллектива. Отдельные случаи нарушения дисциплины нередко передаются на рассмотрение органов ученического коллектива. Как бы ни был запущен в воспитательном отношении ученик, он не может не считаться с мнением товарищей.


1.2 Виды и формы наказания

Наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:

1. наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) наказания, осуществляемые по логике «естественных

последствий»;

б) традиционные наказания;

в) наказания в форме экспромта.

Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.

Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков. (1, С.150-153)

Регулирование прав и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.

Коля совершил нехороший поступок: соврал, ударил товарища, насорил в классе и т. п. Мальчика пристыдили, он поплакал, попросил прощения - и все довольны. Потом все это повторяется в разных вариациях энное количество раз, и, наконец, Коля - уже почти Николай Иванович, ростом за метр восемьдесят, - лениво басит перед классом, подмигивая приятелям: «Простите, я больше не буду...»

А педагоги с растущим беспокойством замечают, что столь милое раньше их слуху «простите» теперь рвет душу нестерпимой фальшью и откровенным цинизмом. Здесь-то обычно и приходят к осознанию большой беды, имя которой безнаказанность. Но тогда нередко бывает уже поздно применять обычные меры педагогического воздействия.

Если сравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, с наказаниями, осуществляемыми путем регулирования нрав и обязанностей детей, то нетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главным образом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на наказание такого рода.

Наказания, связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, с использованием моральных санкций, сопровождаются определенными изменениями во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, с одной стороны, и внутри детского коллектива - с другой.

При определенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественных последствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в классе стекло, тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовую температуру, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.

Применяя наказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике «естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишать детей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и т. п.

Во-вторых, оставление без кино и прочих удовольствий - это форма наказания, применимая большей частью к младшим школьникам и на начальном этапе работы с детьми. И здесь едва ли оправдано лишать уже обещанного удовольствия, как это рекомендуют некоторые педагоги.

Особенность традиционных мер наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике «естественных последствий», становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как выговор, - все это традиционные наказания.

Если логика «естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционных наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, в целом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметный воспитательный результат.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применении традиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строго индивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев, когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был бы успешно повторен.

С.А. Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как его попытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое время А. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказать воспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давно аналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда Антон Семенович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодных товарищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест... Зрелище было отвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвело переворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей. (1, С.167)

Использование наказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной, особенно в младших классах. Однако безлично-негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышая в раздражении голос и приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.

Замечание может носить характер общественного воздействия, объявляться собранием класса, пионерским сбором, комсомольской группой. Запись о таком замечании, сделанная в дневнике ученика, осуждение товарищей - все это превращает данную меру наказания в чувствительное корректирующее средство.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность.

Для ребенка длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Неслучайно поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры. Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..». Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.

Весьма серьезная мера наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В школьной практике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется это серьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказания наспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников, и не во всех случаях преследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт. Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний, опираются на общественное мнение ученического коллектива.

В каждом случае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учесть особенности ученика, его положение в коллективе, его возраст. Например, такая мера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению к ученикам среднего и старшего возраста, так как младшие школьники не в состоянии оценить и осознать всю серьезность этой меры наказания. На педагогический совет для внушения вызывают, как правило, учеников старших классов. В этих классах при выборе мер наказания особенно важно опираться на общественное мнение коллектива.


Глава II. Особенности применения методов наказания в воспитании младших школьников


Действенная стимуляция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первый взгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося "выкладываться". Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности школьников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулирования деятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время. Поощрение - ...

Группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы: 1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов. С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны. Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова...

Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова , студентка факультета истории и права (3 курс, з/о)
Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.

  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!

  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.

  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.

  • Никакого унижения при наказании!

  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.

  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.

    средство воздействия на того, кто совершил проступок, преступление; средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    НАКАЗАНИЕ

    метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Н. может осуществляться в самых различных формах - от физического насилия над ребенком до морального унижения личности. Проблема применения метода Н. всегда являлась дискуссионной. Во мн. классификациях методов воспитания Н. считается одним из основных и традиционных методов. Сторонники авторитарной педагогики не мыслят без Н. процесс воспитания. Часть педагогов, в целом придерживающихся гуманистических принципов воспитания, отрицают физические Н., но допускают применение моральных Н. в разумных пределах. Последовательные педагоги-гуманисты считают, что Н. нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Любое Н. негативно влияет на развитие личности ребенка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяжелым последствиям. Особенно тяжело переносится ребенком Н., которому он подвергается на глазах у своих сверстников. Н. может вызвать не только нравственные переживания ребенка, но и привести к психическому заболеванию. В практике известны случаи, когда в результате Н. дети, особенно подростки, совершали суицид. Другая распространенная точка зрения, что Н. - приоритетный метод семейного воспитания. Часто родители, применяя Н., оправдывают свое поведение тем, что им все позволено. В результате дети в семье оказываются беззащитными перед авторитетом родителей. Известны случаи неоправданно жестоких физических Н. в семье, которые даже приводили к увечью и смерти детей. В этих случаях необходима государственная система социальной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни. - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.)

    Изучали Добсон и Кэмпбелл.

    1. Физические наказания представляют собой вариант физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсолютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Физические наказания становятся причиной значительного роста агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.

    2. Вербальная агрессия представляет собой достаточно распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие - нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, «навешивание ярлыков» приводят к переживанию им чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

    3. Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет родителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам.

    4. Лишение родительской любви. Родитель в случае нарушения ребенком его требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физического, деятельностного), стремление уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративную от него изоляцию. Вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Вместе с тем иногда подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной.

    5. Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставить в «угол», запереть в комнате, в темном помещении, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций, страхи, фобии. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом.

    6. Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить домой позже 20 часов, хотя ранее он обладал привилегией возвращаться в 21 час.

    7. Инициирование чувства вины . Выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное - не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Наказание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка.

    8. Принуждение к действию . Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола со стороны родителя.

    9. Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами своих поступков. В случае причинения какого- либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил - убрал, получил двойку - исправил, разорвал что-то - сам зашил). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером.

    10. Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

    11. Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие.

    12. Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей.

    Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка.

    Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию.

    Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что коммуницирует веру родителя в ребенка и случайность им содеянного.

    Ирина Матусан
    Консультация «Наказывать с любовью: система запретов»

    Очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не знают как себя вести, а потому, что хотят настоять на своем, показать, что они главнее. В глубине души любой ребенок сознает , что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе голос совести звучит гораздо отчетливее, чем у взрослых.

    Многие дети агрессивны, неуправляемы и неадекватны в ответ на правила «свободной педагогики» : этих детей до 4 лет воспитывали без ограничений, ничего не запрещали и не наказывали .

    Мир, полностью лишенный запретов и наказаний , кажется ребенку аморфным, тревожным, полным опасностей, которые могут подстерегать его где угодно. Ребенок, которому разрешают делать все, что заблагорассудится, чувствует себя абсолютно беззащитным и неуверенным в себе и своих силах. Отсюда – страхи, истерики, нервные срывы и даже аутизм.

    Во всех случаях необходимо изменение позиции родителей, в построении четкой системы поощрений и наказаний .

    Система запретов

    Запреты должны быть . Запрет – это вовсе не агрессия против вольнолюбивой детской души, а мера. Необходимая для психологического благополучия ребенка. Запреты структурируют мир маленького человека. Слово «НЕЛЬЗЯ» - пограничный столб, указывающий : все, пора остановиться, безопасное пространство кончилось.

    Но для того, чтобы запреты действовали , их должно быть немного. Ребенок, слишком сильно зажатый в тиски родительской строгости, начинает на пустом месте проявлять агрессивность, демонстративно не слушаться.

    Главные детские провинности, за которое должно следовать наказание :

    Хамство по отношению к взрослым;

    Демонстративное непослушание (ребенок нарушает запрет матери смотреть телевизор; ребенок не убирает разбросанные игрушки и т. п.);

    Попытки воровства;

    Хулиганские выходки (ребенок показывает взрослым язык, плюет на пол, делает неприличные жесты и т. п.);

    Действия ребенка угрожают его здоровью и безопасности (ребенок залезает на подоконник, хватает спички, сует пальцы в розетку и проч.)

    Чтобы наказание действовало :

    Прежде, чем что-то запретить , поймите, так ли уж это необходимо

    Многое вполне можно не запрещать , а найти разумный компромисс или безо всяких условий согласиться с пожеланием ребенка

    Близким взрослым нужно быть последовательными

    Нельзя сегодня за какой-то проступок наказывать , а завтра, когда маме будет некогда, на то же самое не обратить внимание

    Требования, предъявляемые к ребенку должны быть одинаковыми со стороны всех взрослых

    если нельзя – значит, нельзя, и за нарушением запрета непременно следует наказание . Иначе ребенок привыкнет манипулировать взрослыми, и в итоге авторитет всех членов семьи будет подорван.

    Как наказывать ?

    Легкие шлепки.

    Эффективны лишь для детей 1,5 – 2 лет, когда ребенок еще недостаточно реагирует на слова.

    К 4 – 5 годам бывает достаточно повышения голоса или вопроса : «Что с тобой? Неужели тебя, такого умного и взрослого, придется нашлепать словно несмышленыша?»

    Временное лишение сладостей, игр, телевизора и компьютера, походов в гости, других развлечений, отказ в покупке подарка, изоляция в отдельной комнате.

    Только не запирайте ребенка в ванной или туалете – может развиться страх закрытого пространства. А если еще гасить свет, появится страх темноты.

    Классическое наказание – «в угол» .

    Но на возбудимых, истеричных детей оно действует раздражающе. Ребенок рыдает, упирается, цепляется за мать. Лучше не препираться с ребенком, а сменить тактику - пойти по пути лишения ребенка каких-то жизненных благ.

    Также бессмысленно говорить : «Постой – подумай» . Ребенок не понимает столь абстрактного приказа. Если вы хотите просто остановить нежелательные действия ребенка, просто переключите его внимание, направьте его энергию в другое русло : найдите более спокойное и полезное занятие.

    Не обзывайте, не навешивайте на ребенка «ярлыков» .

    Дети легко программируются, и, постоянно слыша, что он «непослушный» , «драчун» , «неряха» , малыш не только не исправится, но, наоборот, станет именно таким, каким вы его описываете. Лучше называйте действия, которые вам не нравятся : «Я не хочу, чтобы ты дрался» , «Я испугалась из-за того, что ты залез на подоконник» и т. п.

    С детьми постарше крайняя мера – бойкот.

    Во время объявленного бойкота следует разговаривать с ребенком сухо, используя 2-3 слова («иди есть» , «пора спать» , чтобы он понял : шутки кончились, пора браться за ум.

    Помните! Бойкот не должен превращаться в праздник непослушания. Пресекайте все демонстративные выходки ребенка в ответ на ваше молчание.

    «Семь правил для всех» Владимира Леви

    Наказывая , подумай : «Зачем?»

    1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

    Более того, должно быть полезным.

    2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать , - не наказывайте .

    Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны, никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» .

    3. За один раз – одно!

    Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым . Но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви , что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

    4. Срок давности.

    Лучше не наказывать , чем наказывать запоздало .

    5. Наказан – прощен .

    Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

    6. Наказание без унижения .

    Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

    7. Ребенок не должен бояться наказания .

    Не наказания он должен страшиться, не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

    Наказывая детей , совершенно необходимо сохранять самообладание и … мирное расположение духа.

    Нельзя делать это в припадке раздражения, злобы, в отместку. Ведь любящие родители наказывают ребенка не для того , чтобы с ним посчитаться, а чтобы остановить его когда он сам остановиться не в состоянии.

    Наказание – шлагбаум , препятствующий продвижению ребенка по неверному пути, а не орудие пытки.

    Поэтому сперва отдышитесь, возьмите себя в руки и только потом применяйте санкции.

    Просмотров