Наступает время открытия небесных врат. Нешёлковый путь Открытие небесных врат

18.05.2015 18:02

Весенний тайлган или большой праздник шаманов. В Улан-Удэ состоялся обряд «Открытие небесных врат». Почти 50 шаманов из Забайкальского края, Иркутской области, Бурятии и Монголии собрались вместе, чтобы помолиться божествам и попросить у них помощи в решении различных жизненных вопросов и всеобщего благополучия. Подробности в следующем сюжете.

Пробуждение природы для шаманов - это всегда нечто особенное. В этот день просыпаются Мать-Земля и Отец-Небо. Шаманы общими усилиями сначала открывают небесные врата, затем происходит церемония оживления деревьев. Березы, украшенные ленточками, олицетворяют богатство. Для небесных божеств накрыт стол - тахил и приготовлен жертвенный баран.

Баир Цырендоржиев, руководитель шаманского центра «Хаан Тэнгэри»:

- Шаманы будут входить в транс, вводить именно своих родовых предков, объясняя цель нашего тайлгана. И после этого спустятся высшие божества - это Бурхан Сагаан гарбал, божественное белое начало, которое будет благословлять именно пробуждение природы. И также наместник вечно синего неба Бухэ Нойон, который именно владеет нашим регионом.

Открытие небесных врат как бы дает старт всем остальным молебнам, в том числе, поклонению хозяевам местности. Семьи пришли сюда со своими дарами в виде молока, водки, сладостей и чая, чтобы получить взамен благополучие и здоровье. На тайлган прилетели и монгольские шаманы, они, в отличие от наших, для обрядов используют шкуры животных и перья птиц, хотя принцип камлания тот же.

На открытие небесных врат заглянули и члены экологической экспедиции из Соединенных Штатов Америки. Они с радостью поделились с нами своими впечатлениями.

Патрик Робертсон, США, Аризона:

-Дело в том, что когда играет барабан, то ты чувствуешь этот ритм, это особое ощущение, и оно очень сильное, это то, что я сейчас ощущаю вместе с этими барабанами. Для меня это очень сильные ощущения. Оттуда, откуда я родом, такой шаманской традиции у нас нет. Но я был в Монголии и у нас есть также племена в Америке, есть американские индейцы, которые проводят подобные церемонии, также играет барабан и делают подношения божествам.

Сирафина Нэс, племя американских индейцев Навахо (Аризона):

-Это мой первый визит сюда, в эту часть страны, в Россию в целом. Я удивлена настолько, что столько общего я нашла, вот в этой церемонии, с тем, что мы делаем в Соединенных Штатах в нашем племени. Мы также делаем подношения, но обычно мы делаем это утром. Из мешочка и приветствуем божества на Восток, которые сходят с небес.

Такие большие праздники в шаманизме проходят два раза в год. Открытие небесных врат весной и закрытие осенью. Зимой же божества уходят на покой и погружаются в сон.

Ирина Мащицкая окончила московский архитектурный институт. С 2002 года член Международного художественного фонда. Ее работы находятся в коллекции Российского Фонда Культуры, в Центральном Государственном Музее современной истории России, а также в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом. Масштабные персональные выставки художницы проходили в ЦДХ («Облако Неведения», 2001; «Музыка Сфер», 2002); в Российском Фонде Культуры (2002); Московском Художественном Фонде (2002); Музее современной истории России («Эпидемия Любви», 2003); Смольном Соборе в Санкт-Петербурге (2007); в Государственном институте искусствознания (2009). В феврале – марте этого года в Международном Центре Рерихов прошла выставка «Открытие Врат Неба». В экспозиции были представлены 32 работы, в том числе две программные работы художника: многочастная композиция «Вечная истина» (2001) и триптих «Облако Неведения» (2001).

«Воздействие острого угла треугольника на круг может быть столь же ошеломительно по результату, как изображение перста Господня, дотрагивающегося до пальца Адама в произведении Микеланджело», — сказал известный российский художник В. Кандинский.
Врата Небес открыты всегда. Но видимо, бывают периоды, когда человек наиболее восприимчив к потоку исходящей из них духовной энергии. Для Ирины Мащицкой это был период с 2000 по 2006 год, когда ею было написано более 300 живописных и графических работ. Этому предшествовали годы напряженного духовного поиска, изучения различных религий и философских систем. Но само обращение к живописи было спонтанным. Она вдруг ощутила, что для нее это способ раскрытия своей природы. Позже, размышляя о своем понимании искусства, Ирина с удивлением обнаружила, что ее взгляды перекликаются с буддийскими принципами дхармического искусства (искусства, соответствующего учению Будды). Прежде всего, — считает художница, — мотивация творца должна быть бескорыстной. Он не должен гнаться за модой, славой или деньгами, ориентироваться на рынок или стараться произвести впечатление на зрителя. «Цель творчества самоотдача, а не удача, не успех…», — сказал как-то поэт Б. Пастернак. Конечно, важно владеть мастерством, но еще более важно состояние ума, в котором художник приступает к работе. В нем не должно быть нервозности, гнева, зависти, никаких отрицательных эмоций, ведь все они оставляют отпечатки на картине, а через нее впитываются зрителями. Надо также освободить сознание от обыденности: обычных забот и проблем, и от привычного видения мира. Медитация делает процесс творения спонтанно-созерцательным. Мир явлений воспринимается с чувством изначального добра, мира и красоты, конфликт угасает, и именно это позволяет увидеть реальность ясно и полностью. «Я» художника исчезает. Он становится одновременно и создателем, и зрителем. Иногда даже новичок может взять кисть и, будучи в правильном состоянии ума, создать шедевр. «Мне кажется, что художник — это не профессия. Рамки профессии предполагают ограничение, ограничение своего развития. Когда мы доводим свою восприимчивость и искусство до совершенства мы не можем быть никем! Это Путь. Быть художником — это не род профессиональной деятельности, это жизнь и бытие».


КРАСКИ «ПЕРВОГО ПОЦЕЛУЯ» И «ШАР ПОЗНАНИЯ»
Абстрактную живопись не обязательно анализировать. Символы, формы, цвета – это древнейший всеобщий язык, который использует наше подсознание, для общения с тем, что мы называем нашим «я». Треугольники и круги, квадраты и прямоугольники, сферы и ромбы, все это можно увидеть и в христианских, и в буддийских храмах, и на стенах египетских пирамид, и в пирамидах индейцев доколумбовой Америки. Это доказывают исследования замечательного психолога и философа Карла Густава Юнга. С ним были согласны многие основоположники абстракционизма. В своем искусстве они пытались выразить невыразимое, раскрыть суть, «душу» вещи, а не воспроизвести ее облик. Василий Кандинского считал, что лучше всего для этой цели использовать цвета и формы. «Форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание, она является духовным существом…». Цвета воздействуют на зрителя как физически, вызывая те или иные ощущения: радости, восторга, или наоборот, раздражения — это воздействие поверхностно; так и психически, «когда при внимательном всматривании обнаруживается психическая сила краски и цвет доходит до души». Так что, чем внимательнее зритель, тем больше духовных глубин он может открыть, следуя за художником.
Картины Ирины Мащицкой способны передать и незабываемые краски «Первого поцелуя», и, «Волнение души», вызванное симфонией Шостаковича, и тревожный, колючий холодок «Одиночества».
Необычно и по-особенному звучит в творчестве Ирины вечная тема любви. «Соединение сердец»: в сфере (символ гармонии) два треугольника, вершины которых устремлены друг к другу, их соприкосновение рождает любовь, новую сферу, новую гармонию.
Прав был Кандинский: «Воздействие острого угла треугольника на круг может быть столь же ошеломительно по результату, как изображение перста Господня, дотрагивающегося до пальца Адама в произведении Микеланджело». В своем высшем проявлении Любовь – это сила, способная созидать и поддерживать миры: мужское и женское начало, Дух и Материя, объединенные вместе, создают «Полярную Звезду», которая светит стольким душам, ищущим путь в нашем мире.
НАПИСАТЬ ПОЛЕТ МЫСЛИ
Особое значение придает художница возможностям, заложенным в человеческом сознании, «Полету мысли», преодолевшей рамки и ограничения обыденного мышления, и свободно парящей в небесных сферах.
Эта тема развивается в картине «Шар познания. Туннель реальности». Шар познания – это «дух, достигший состояния, когда не существует времени и пространства, мысль материальна и не материальна, и на любой вопрос есть ответ». Туннель – это путь, по которому сознание входит в это состояние, он же позволяет ему вернуться обратно, не теряя связи с землей.
Полиптих «Вечная Истина» — самая любимая картина Ирины, и самая значимая для нее. Она представляет собой черный квадрат из 16 квадратов-клейм. В центре — «Вечная Истина»: «всегда существующая, всегда непознанная, всегда притягательная» духовная субстанция, в которой соединились «Вера, и Надежда, и Милосердие. В ней мощь, беспредельность и бесконечность». Картина родилась из медитации на распятие Христа. Это Он – Свет, в самом сердце Тьмы, Его, прибитые к кресту руки, уже как бы раскрыты для полета от тьмы к свету, от страданий и смерти к Жизни Вечной. Сопереживание распятию было таким сильным, что художница ощутила, что и ее душа проходит этот путь. «Прорыв сквозь Черный Квадрат был настолько необходим Душе, что она требовала этого, – требовала настойчиво и с потрясающей силой. Проход в другое измерение… Длинный, длинный коридор, и ты – снаряд внутри... Свет, Свет, Свет... Больше ничего, кроме неподвластного желания двигаться туда, где Душа была, и была неоднократно. Радость возвращения. Радость встречи. Счастье».
Но далеко не всех интересуют бесконечные возможности человеческого духа и полеты из тьмы к свету. Триптих «Облако неведения» показывает нам удивительный город, покоящийся на огромном цветке мака. Мак – это божественный огонь духа внутри человека. Для того, чтобы он раскрылся, душа должна вначале должна очиститься испытаниями и страданиями, проявить настойчивость, упорство и терпение в преодолении трудностей. Их символизируют горы, на которые надо подняться, чтобы попасть в город. Внутри города мы видим храмы всех религий. Среди них нет главенствующего. Задача каждого храма в том, чтобы развить в душе высшую любовь. Только тогда душа способна перейти в мир духа, символизируемый светящимся золотистым шаром. Но большинство людей живут окутанные облаком неведения, эта возможность скрыта от них. Красные маки – души, которые христиане называют блаженными, буддисты – просветленными, должны напоминать оставшимся, что врата небес открыты и для них.
Татьяна ПРАВОТОРОВА

29 апреля 2017 года состоялся шаманский обряд «Открытие небесных врат» на реке Белая в Усольском районе. Ритуал проводится ежегодно, символизируя встречу весны и пробуждения Верховных богов. Так открывается «шаманский сезон», когда люди снова могут обращаться к Богам и Предкам со своими просьбами, проводить различные обряды (родовое угощение, посвящение, принятие чина и т.д.) Считается, что в это время небожители просыпаются от зимнего сна, в котором прибывают после ритуала закрытия небесных врат (проводится осенью). После совершения весеннего ритуала, небесные врата считаются открытыми, можно обращаться с пожеланиями и проводить молебны. Совершаемые группой шаманов молебны, называются Тайлаганами. Главное их назначение – донести просьбы присутствующих людей к небожителям, Онгонам (духам предков, рода или семьи) о благополучии, счастье в семье и другим вопросам. Время проведения индивидуальных и групповых обрядов – с начала мая и до конца осени. Некоторые Тайлаганы могут посвящаться определенным Богам, Онгонам или хозяевам стихий. Такие ритуалы, как открытие небесных врат, в Бурятии являются обязательными и масштабными. Или как у нас, в небольшой, но крепкой компании, почитателей шаманского ведения образа жизни и любви к природе. Обряды проводятся во главе с Екатериной Харьковец, официально посвященной шаманкой, несущей знания наших предков и их культуры. Ярким и приятным моментом такого праздника является украшение березы, которая встречает Богов. Украшают её бело-голубыми лентами, символизирующими «серебро» и жёлто-красными – «золото», а также животными и «угощением» с маслом или крупой. Так же ярким моментом можно назвать "накрытие стола" для Духов и Богов, т.е. это костер с выложенными на него подношениями в виде пищи, украшений, ткани, монет, меха. Отмечу, что популярное слово «шаман» от эвенкийского «саман» - неистовствующий. В бурятской традиции использовалось слово «боо» - поющий. Обряд начинается с камлания, чтобы привлечь внимание потусторонней силы, затем происходит ритуал «оживления» священной берёзы. Следующий этап обряда – шаманский транс с вселением в тело родовых духов – Онгонов. Так же в тело шамана «спускаются» божества, обычно это главный из тринадцати Нойонов - Бухэ-нойон, а так же и другие Духи. Тринадцать Нойонов – главные божества, покровительствующие сибирскому региону, но есть и более высокие небожители. Пока Дух находится в теле шамана, к нему могут на прямую обратиться люди с вопросами, просьбами, пожеланиями... В завершении происходит обряд «отправления березы». Все присутствующие подходят к ней и мысленно передают свои пожелания и благодарность. Затем дерево возлагают на костёр, где до этого были «отправлены» угощения небожителям. После чего «шаманский сезон» считается открытым! Точной даты привязки у ритуала нет, но по традиции он проводится в начале или середине мая. Хочу добавить, что весь обряд проходит на одном дыхании. Когда большое количество людей превращается в одну волну. Под камлание бубнов и радостные возгласы происходят встречи и проводы родовых Онгонов и Верховных небожителей. Многие приходят на такие обряды для душевного очищения, решения своих проблем, за мудрым советом. Но все мы идём сюда, в первую очередь для того, чтобы прикоснуться к чему-то невидимому и сакральному. Последнее время шаманский культ набирает всё большие обороты. На мой взгляд, основной причиной такому веянию является основополагающая часть веры шаманов – любовь к природе и всему живому, одухотворение мира вокруг нас.

Обряд "Открытия небесных врат" проходил сегодня, 15 мая, с 11.00 в Улан-Удэ на территории шаманского центра "Тэнгэри" в микрорайоне Комушка. Это ежегодный ритуал встречи весны и пробуждения богов. Этим молебном открывается "шаманский сезон" 2016 года, когда люди снова могут обращаться к богам с просьбами и молитвами, сообщает ИА UlanMedia.

Считается, в это время небожители пробуждаются от зимнего сна, в котором пребывают после ритуала закрытия небесных врат. После проведения весеннего молебна считается, что врата на небе снова открыты, и к божествам снова можно обращаться с пожеланиями, проводить молебны-тайлганы. Этот период продлится до нового обряда закрытия небесных врат, который проводят осенью, - сообщил пресс-секретать шаманского объединения "Тэнгэри" Денис Илыгеев.

Отметим, что это двенадцатый тайлган открытия, с тех пор, как шаманы Бурятии возобновили прерванную традицию. Обряд проводится по "стандартной" схеме: расставляется "тахил" - ряд столиков с ритуальными принадлежностями и угощениями для божеств - сладостями и белой пищей. Перед тахилом ставят "священную рощу". Для нее срубают молодые березы, вкапываемые основаниями в землю на месте ритуала. Деревья имеют разную высоту, одни просто спиливают, другие выкапывают с корнем – в зависимости от предназначенной роли. Они определяют и порядок установки рощи – существует строгая схема. Всего их шесть видов. "Ур-модын" - "главное дерево", с корнем, ставится во главе рощи. За ним справа – "Эсэгэ-модын" ("дерево-отец), тоже с корнем, самое высокое дерево. Слева – "Эхэ-модын" ("дерево-мать"), оно чуть ниже. Между "Ур" и "Эсэгэ" вкапывается "Залан" - дерево удачи, оно ещё ниже. За ними в три ряда вкапывается девять невысоких деревьев "дэлбэргэ", совсем позади – дерево "Сэргэ", встречающее богов, своего рода, коновязь. По высоте оно как дерево "Ур". Березы украшаются бело-голубыми ленточками, символизирующими серебро и желто-красными – "золото". На макушки повязывают хадак, символизирующий синее небо. Деревья, что с корнями, украшают дополнительно ритуальными птичьими гнездами, вырезанными из ткани фигурками духов-онгонов, внутренностями жертвенного барана. Вываренное мясо самого барана ставится на специальный столик перед деревом "Ур", туда же при оживлении возлагают сладость-"боовы".

Ритуальные угощения. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Отметим, что популярное слово "шаман" - на самом деле эвенкийское "саман" - "неистовствующий". У бурят же использовалось слово "боо" - "поющий".

Обряд начинается с камлания, чтоб привлечь внимание потусторонних сущностей. Затем проводится ритуал "оживления" священной березовой рощи.

Следующий этап обряда – шаманский транс с вселением в тело родовых духов. Шаман надевает металлическую "корону", служащую своего рода антенной, доводит себя до неистовства, начиная дергаясь и нечленораздельно что-то рычать и выкрикивать. В этот момент к шаману, в которого вселился дух, можно подойти, встав на колени, назвать имя и род и попросить совета в какой-то проблеме. Рычащий шаман благословляет легким ударом по спине посоха-"бардыка". Второй шаман переводит просителю его ответ.

Затем - ритуал подношения жертвенного барана у рощи, сооруженной возле строящегося шаманского храма. Затем новый сеанс транса, когда с неба "спускают" божеств. Теперь в тело шамана вселяются уже не родовые духи, а сошедшие небожители. Сначала обычно призывают Белого Старца, он же Саган Убгун или Бурхан Саган Гарбал. Потом главного из "тринадцати хатов" Бухэ-нойона. Тринадцать хатов – это главные божества, покровительствующие сибирскому региону, но есть еще более высокие небожители. Прихожане в этот момент должны с поклонами подносить ритуальные шарфы-хадаки, называть себя и свой род, чтоб получить благословление.



У священной рощи. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Для прихожан на территории оборудованы сидячие места, чтоб наблюдать за ритуалом, стол, на который можно поставить свои подношения. Традиционно это молоко, чай, печенье, конфеты, сливочное масло и водка.

В завершение проходит обряд "отправления рощи". Березы вынимают из земли, проносят по кругу мимо прихожан, чтоб те могли испросить удачи, коснувшись головой корней. Затем деревья возлагают на жертвенный костер, где сгорают также собранные хадаки и мясо жертвенного барана. Потом шаманы испрашивают удачи у шести сторон света, в этот момент прихожане также должны поклоняться шести сторонам, призывая удачу возгласом "ахре". Потом читается молебен за удачу пришедших, составивших списки. Завершается обряд разбрасыванием шаманами жертвенных угощений вокруг себя. Всего молебен занимает около четырех часов. "Шаманский сезон-2016" считается открытым.



Шаманы камлают у березовой рощи. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Точной даты привязки у ритуала нет, но по традиции он проводится в середине мая. Отметим, что в 2015 году Открытие небесных врат состоялось также 15 мая. Следующим крупным молебном ожидается тайлаг у священной скалы "Пять пальцев" в Мухоршибирском районе.

Можно также добавить, что сейчас шаманы объединения "Тэнгэри" участвуют в съемках художественно-исторического фильма "Путь народа", премьера которого состоится в начале 2017 года. Что касается строительства шаманского храма на территории центра "Тэнгэри", по словам Дениса Илыгеева сроки его "ввода в экспулатацию" также сильно откладываются в связи с кризисом, хотя первоначально завершить строительные работы предполагалось уже летом 2016.

Просмотров