Трудовой стаж для начисления пенсии. Понятие трудового стажа и его виды Что входит в трудовой стаж

Трудовой стаж может быть:

  1. Общим.
  2. Специальным – характеризует только определенные отрасли, должности и профессии. Например, особые условия труда, инвалидности разной степени тяжести. Также от продолжительности специального стажа зависит денежное вознаграждение за выслугу лет.
  3. Непрерывным – характеризует определенный период времени за все время работы. При этом в ряде случаев может повлиять на получение дополнительных льгот и надбавок.
  4. Страховым.

Общий стаж

Общий трудовой стаж – представляет собой сумму по продолжительности трудовой и общественно полезной деятельности, а также пе­риоды деятельности, которые оговорены законодательством. На основе общего стажа определяют размер:

  • пенсии по старости;
  • в ряде случаев может понадобиться для определения размера пенсии за выслугу лет.

Существует два ключевых момента для включения в стаж:

  • Профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ.
  • Необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.

Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:

  • что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
  • осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.

В общий стаж входит:

  1. Период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение – не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно , ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету.
  2. Период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный).
  3. Служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней.
  4. Время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  5. Период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает .
  6. Период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате.
  7. Время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости.
  8. Время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. Важно , в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет.
  9. Период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. Важно , уход должен осуществляться только трудоспособным человеком.
  10. Период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. Важно, в общей сложности должно составлять не более пяти лет.

Важный момент , касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий . Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.

Все вышеуказанные виды деятельности будут засчитаны в стаж только при выполнении требования.

Профессиональная деятельность должна быть перед и после них строго обязательна. Стоит учесть, что при этом нет ограничения по продолжительности.

Периоды, которые не входят в общий трудовой стаж:

  1. Обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров.
  2. Период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ.
  3. Пребывание в концлагерях во время ВОВ.
  4. Проживание в период блокадного Ленинграда.
  5. Время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ – инфицированными несовершеннолетними детьми.


Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:

  1. На основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат.
  2. Подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.

Расчет общего трудового стажа

Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа, размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.

Действующая пенсионная программа предлагает за переработку сверх установленных лет увеличивать коэффициент стажа, за 1 год идет увеличение на 1%, но не выше 20%.

Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.

Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами:

  • простым;
  • льготным.

При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина.

Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года – 1 июля.

Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для применяется следующая формула.

К базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).

Непрерывный стаж

Непрерывный стаж на размер пенсии никакого влияния не оказывает. Но бывают случаи, когда все же при осуществлении подсчета общего стажа возникает необходимость сравнить полученные данные с непрерывным стажем. Если при сравнении общий стаж будет меньше непрерывного, то определение размера пособия будут вести по данным непрерывного трудового стажа.

Непрерывный стаж будет сохраняться, если:

  • при смене места работы, период прекращения рабочей деятельности не превысил одного календарного месяца;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе и временной перерыв, до момента трудоустройства на новое предприятие, составил не более 3 недель;
  • женщина находится в положении, имеет детей до 14 лет или ребёнка – инвалида до 16 лет;
  • работник расторг трудовой договор по собственной инициативе, по причине того, что муж/жена был переведён в другую местность для продолжения профессиональной деятельности или вышел на пенсию.

Непрерывный стаж не будет сохраняться, если трудовой договор был расторгнут по причине:

  • систематического неисполнения своих прямых трудовых обязанностей;
  • неявка на работу по уважительной причине;
  • нахождение на работе в нетрезвом состоянии;
  • если вступает в силу приговор суда, по которому рабочий попадает в места лишения свободы.

Итак, подведем некоторые выводы по статье:

  1. На размер пенсии напрямую влияет общий трудовой стаж.
  2. Трудовая деятельность попадает в расчет общего стажа при условии осуществления ее на территории государства и осуществления социальных выплат.
  3. Для получения базовой пенсии необходимо иметь не более пяти лет общего трудового стажа.
  4. Для получения социальных выплат, например, при расчете больничного листа, в 100% размере необходимо иметь не менее 8 лет трудовой деятельности.
  5. Подтвердить стаж можно с помощью записей в трудовой книжке либо с помощью свидетельских показаний.

Стоит заметить, что расчет общего трудового стажа каждому работнику может осуществить не только пенсионный фонд, но и отдел кадров на работе, который обязан иметь специальную компьютерную программу.

Каждому гражданину стоит задуматься о размере своей будущей пенсии заблаговременно и осознанно делать выбор работы в пользу той организации, которая выплачивает заработную плату официально, а не в конвертах, поскольку рассчитываться размер пенсии будет от средней заработной платы работника.

Правовые последствия, связанные с трудовым стажем как одним из юридических фактов , предусмотрены нормами различных отраслей права . В трудовом праве , например, с его продолжительностью связано право : на реализацию, как основного, так и дополнительного ежегодного отпуска за первый год работы у данного работодателя, на надбавку к заработной плате за выслугу лет и другие выплаты. Стаж работы по юридической специальности необходим для получения статуса адвоката , для занятия должности судьи . В то же время в российском законодательстве не дано определения трудового стажа ни как межотраслевой категории, ни как отраслевого понятия1.

Институт трудового стажа прошел длительную эволюцию в рамках отдельных отраслей советского права, особенно в трудовом праве, где он получил теоретическое обоснование.

Федеральный Закон от 31 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 г., предусматривает преобразование РПК в индивидуальные пенсионные коэффициенты, которые непосредственно влияют на размер страховой пенсии.

С 1 января 2015 г. общий трудовой стаж продолжает частично регулироваться нормами отмененного Федерального закона от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку его продолжительность может определяться по выбору будущего пенсионера по двум альтернативным вариантам - по п.3 или п.4 ст. 30 данного Закона.

Первое правило (п.3 ст. 30 указанного выше Закона) предусматривает включение в общий трудовой стаж лишь части периодов из числа тех, которые включались в него до 1 января 2002 г. по ранее действовавшему Закону «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. В соответствии с данным правилом были исключены из общего трудового стажа: подготовка к профессиональной деятельности (учеба в средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре); период пребывания на оккупированной территории и в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны и др. Сокращен период ухода за ребенком до достижения им 3-х лет (с 3-х лет до полутора), а также понижена общая суммарная продолжительность такого ухода с 9 до 3-х лет. Кроме того, отменены льготные коэффициенты, которые ранее применялись при исчислении отдельных периодов, засчитываемых в трудовой стаж (например, работа в лепрозорных и противочумных учреждениях, работа в период Великой Отечественной войны включалась в стаж в двойном размере; работа в блокадном Ленинграде - в тройном размере; работа в районах Крайнего Севера - в полуторном размере и т.д.).

Другими словами, при официально заявленном законодателем «сохранении ранее приобретенных пенсионных прав» очевидным для всех стало их умаление в нарушение ст. 55 Конституции РФ . Многочисленные обращения граждан в органы государственной власти , в судебные органы, в Конституционный Суд в итоге привели к тому, что статья 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» претерпела изменения и была дана в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Она была дополнена пунктом 4, в котором закреплялось второе правило исчисления общего трудового стажа, полностью восстановившее ранее действующие нормы о тех периодах, которые включались в общий трудовой стаж по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г., а также об исчислении некоторых из них в льготном порядке (т.е. с применением ранее установленных коэффициентов). Казалось бы, что справедливость восторжествовала, однако исчисление общего трудового стажа с применением второго правила большинству пенсионеров практически ничего не дало, поскольку расчетный размер пенсии, определенный в соответствии с п.4 ст.30 Закона о трудовых пенсиях, был ограничен суммой, которая была значительно ниже расчетного размера, определяемого в соответствии с п.3 ст.30 указанного Закона (она не могла превышать 555 руб. 96 коп., если пенсия по старости назначалась на общих основаниях, и 648 руб. 62 коп., если она назначалась досрочно в связи с работой в неблагоприятных условиях труда).

Частично ранее умаленные права пенсионеров были компенсированы лишь путем валоризации пенсий (см. гл. 14). Таким образом, второе правило предусматривает включение в общий трудовой стаж всех тех периодов, которые перечислены в первом правиле и, кроме того, исключенных им из числа предусмотренных ранее действовавшим законом. К их числу относятся:

  • периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию ; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
  • периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств , Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах , федеральных органах исполнительной власти , в которых предусмотрена военная служба , бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
  • периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
  • период пребывания в местах заключения сверх срока , назначенного при пересмотре дела;
  • периоды получения пособия по безработице , участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Кроме того, по сравнению с первым правилом предоставлена возможность включения в общий трудовой стаж следующих периодов:

  • периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периода проживания супругов военнослужащих , проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периода проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периода проживания в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, гражданам, достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет или старше, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление ;
  • время проживания граждан в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 года) и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Таким образом, общий трудовой стаж в современной страховой пенсионной системе России играет роль периферийного (не основного) показателя, влияющего на размер страховых пенсий лишь части населения. Доля такого населения (тех, кто работал до 2002 года, а для целей валоризации до 1991 года) будет со временем постоянно уменьшаться.

С общим трудовым стажем связаны правовые последствия и в системе государственного пенсионного обеспечения. Он является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, влекущем возникновение пенсионного правоотношения по поводу пенсии за выслугу лет по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Выслуга лет как специальный трудовой стаж, с которым связано право на соответствующий вид пенсионного обеспечения, предусмотрен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю

Все категории служащих, перечисленные в названии Закона, а также другие, на которых распространено действие данного Закона (прокурорско-следственные работники, сотрудники таможенной службы), в период прохождения указанной службы не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем органы, в которых они проходят службу, не отчисляют за них страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому с учетом данного вида трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет в порядке государственного пенсионного обеспечения, а не в порядке обязательного пенсионного страхования и выплата указанных пенсий гарантируется средствами федерального бюджета . Однако освобождение силовых министерств и ведомств в целях экономии бюджетных средств от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ привело к тому, что в случае увольнения со службы без права на получение пенсии за выслугу лет (в силу, например, недостаточности выслуги или причин увольнения) военнослужащие и другие, приравненные к ним по пенсионному обеспечению категории служащих, не относясь к числу застрахованных, были лишены возможности с учетом продолжительности данного вида специального стажа получать и страховые пенсии.

Частично остроту этой проблемы снял Федеральный закон от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан ", который обязал за счет средств федерального бюджета учитывать периоды службы (работы), имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 года, для целей формирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявших деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование. То есть, продолжительность выслуги лет будет умножена на стоимость страхового года, и полученная сумма в рублях будет подлежать в соответствующих случаях включению в РПК застрахованного лица и отражаться в общей части его индивидуального лицевого счета. При этом периоды службы (работы), учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал , не могут включаться в выслугу лет (в стаж работы), с учетом которой (которого) назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание

Правила исчисления выслуги установлены Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".

В частности, указанным актом установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

  • военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации , других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств ;
  • служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
  • служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
  • служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);
  • время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;
  • время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;
  • время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);
  • служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) и т.д.

Суммарная продолжительность выслуги лет имеет юридическое значение пе только для возникновения права па даппый вид пенсии, по влияет и па ее размер: за каждый год выслуги сверх требуемой размер пенсии увеличивается па 3% от соответствующих сумм денежного довольствия, по пенсия при этом пе может быть более 85% этих сумм.

Другой категорией служащих, у которых формирование пенсионных прав обусловлено выслугой лет, являются государственные гражданские служащие -граждане, замещавшие должности государственной гражданской службы , государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих . В отличие от военнослужащих и других, приравненных к ним по пенсионному обеспечению служащих, лица, занимавшие должности федеральной государственной гражданской службы, в период прохождения указанной службы подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем обеспечиваются как трудовой пенсией (по старости, по инвалидности), так и государственной пенсией за выслугу лет. Другими словами, одпа и та же деятельность выполняет для них роль, как специального трудового стажа - выслуги, так и страхового стажа.

Исчисление выслуги государственных гражданских служащих производится с учетом Указа Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих", который в частности содержит следующие должности для целей формирования рассматриваемого вида стажа:

  1. Государственные должности Российской Федерации.
  2. Государственные должности .
  3. Должности федеральной государственной гражданской службы
  4. Должности прокурорских работников, определяемые в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
  5. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
  6. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления , выборные должностные лица местного самоуправления , члены избирательных комиссий муниципальных образований , действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами , с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) и т.д.

Как видно из приведенного выше перечня, Указом допускается при исчислении выслуги лет суммировать службу на должностях, в период занятия которых лицо как подлежало, так и не подлежало обязательному пенсионному страхованию.

Страховой стаж

К сожалению, при проведении с 1 января 2015 г. очередной пенсионной реформы указанное мнение Конституционного Суда РФ не учтено.

Указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ относится к периодам, когда трудовая деятельность выполнялась на основании трудового договора. Что же касается иных видов деятельности, например, работы на основании гражданско-правовых договоров (подряда, заказа, об оказании услуг, авторского и др.), то в страховой стаж включаются только те периоды такой деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение и в решениях Верховного Суда РФ.

В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"1 указывается, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Российское законодательство допускает также добровольную уплату гражданином страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя. Однако, по мнению многих юристов, факт такой уплаты не означает «покупки» страхового стажа. То есть, сама по себе уплата страховых взносов без трудовой деятельности не формирует страхового стажа.

Общий (смешанный) страховой стаж важен для приобретения права на страховую пенсию, устанавливаемую как на общих основаниях, так и досрочно.

До 2015 года для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как уже указывалось выше, наряду с достижением общего пенсионного возраста требовалось наличие страхового стажа не менее 5 лет.

С 2015 года Закон «О страховых пенсиях» постепенно увеличивает этот стаж: в период с 2015 года до 2024 года он увеличится с 6 до 15 лет. Следовательно, после 2024 г. лица, у которых нет страхового стажа указанной продолжительности, исключаются из страховой пенсионной системы. Им может быть назначена лишь социальная пенсия по старости и в возрасте на 5 лет выше, чем страховая пенсия.

Увеличение продолжительности минимального страхового стажа, дающего право на вхождение в пенсионную систему, с 5 до 15 лет вызывает обоснованные опасения. Повышать этот стаж вряд ли было целесообразно, учитывая, что его прежняя продолжительность, установленная более 50 лет назад, гарантировала возможность более широкого охвата страховой пенсионной системой тех, кто трудился. Несправедливость прежней нормы заключалась не в низкой продолжительности стажа, требуемого для вхождения в страховую пенсионную систему, а в отсутствии дифференциации в размерах пенсии по старости с учетом длительности страхового стажа. При равных суммах пенсионного капитала данная пенсия устанавливалась в одинаковом размере как тому лицу, у которого страховой стаж составлял всего 5 лет, так и тому, кто трудился несколько десятков лет. Однако для устранения данного дефекта достаточно было бы новой нормы о пропорциональной зависимости размера неполной страховой пенсии от фактической продолжительности имеющегося у лица страхового стажа, без ужесточения требования о его увеличении.

Кроме того, увеличив в три раза минимальную продолжительность страхового стажа, законодатель в то же время сохранил его прежнюю продолжительность для отдельных категорий граждан, получающих страховую пенсию дополнительно к государственной пенсии (например, кадровым военнослужащим), а государственным гражданским служащим доля страховой пенсии может устанавливаться к их государственной пенсии за выслугу лет за страховой стаж даже меньшей продолжительности. Такой подход свидетельствует о нарушении одного из основных принципов - «равенства прав граждан».

Существенное повышение минимальной продолжительности страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему, не сопровождается гарантией возврата застрахованным уплаченных за них страховых взносов, что несправедливо, поскольку страховые платежи, как уже неоднократно указывалось, с позиций экономической теории рассматриваются как «отложенная» заработная плата каждого застрахованного на его будущее пенсионное обеспечение. Это может стать основанием для предъявления застрахованными требования о возврате пенсионных взносов, уплаченных за период трудовой деятельности до введения более высокого стажевого минимума1.

В случае назначения страховых пенсий по инвалидности (статья 9) или по случаю потери кормильца (статья 10 Закона), в отличие от страховой пенсии по старости, продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет (важен сам факт принадлежности получателя пенсии либо умершего кормильца к числу застрахованных).

Изменив требования к продолжительности страхового стажа, дающей застрахованным право на вхождение в страховую пенсионную систему, новый Закон по существу сохранил прежние правила его формирования.

2. В страховой стаж включаются как периоды работы, так и (или) иной деятельности при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (с учетом рассмотренного выше Постановления Конституционного Суда РФ в части периодов работы по трудовому договору).

3. В страховой стаж включаются только те периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации. Из этого следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, по общему правилу, пе включаются в страховой стаж.

4. Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

5. Помимо работы и (или) иной деятельности в страховой стаж включаются иные периоды, указанные в ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», перечень которых исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Наиболее типичными примерами включаемых в страховой стаж периодов работы и (или) ипой деятельности, в течение которых лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, являются:

  • работа по трудовому договору;
  • работа по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; по договору авторского заказа; деятельность авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства; издательским лицензионным договорам; лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно организованная работа «самозанятых» лиц (индивидуальные предприниматели , адвокаты , нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • период членства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и т.д.

К иным периодам, включаемым в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Закона «О страховых пенсиях», относятся:

  1. период прохождения военной службы , а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  4. период получения пособия по безработице , период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности , необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти , государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ , также не более пяти лет в общей сложности.

При этом указанные периоды, как уже выше говорилось, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Закона.

Специальный страховой стаж

Специальный страховой стаж - это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию (статьи 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона о СП) суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

В отличие от общего страхового стажа в специальный страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах . Иная деятельность и «иные периоды», о которых говорилось выше, в специальный страховой стаж не включаются.

Правовые последствия, связанные с данным видом, стажа заключаются в том, что это один из юридических фактов , которым обусловлено право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.

Правила определения специального страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, п. 6 ч.1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях». В соответствии с указанными статьями в него включаются периоды работы:

подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;

в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.

Указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж па основании списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых Правительством РФ , в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).

Перечень списков содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (фактически продлено действие ранее применявшихся соответствующих списков).

К числу таких списков относятся - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей , в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781); Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) и др.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до 1 января 2015 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Как указывалось выше, в ряде случаев для включения какого-либо периода работы в специальный страховой стаж, влекущий возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости, необходимо за эти периоды иметь уплаченные дополнительные страховые взносы.

Закон «О страховых пенсиях» установил, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пепсиоппый фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фопд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Наряду с этой новеллой часть восьмая статьи 35 Закона «О страховых пенсиях закрепила, что положения части 6 статьи 30 Закона не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона, которые имели место до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда". Однако данное правило применяется лишь при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Большое значение для правильного понимания правил включения определенных периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Как указано в пп.14 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Кроме того, в указанном Постановлении даются разъяснения по наиболее спорным ситуациям, часто возникающим в судебной практике. Например, пункт 27 Постановления указывает, что при разрешении споров, связанных с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Достаточно детально разъясняются Пленумом Верховного Суда РФ и вопросы, связанные с исчислением специального страхового стажа работников здравоохранения и педагогов, а также иных категорий работников, у которых данный вид стажа выступает правообразующим юридическим фактом в связи с досрочным назначением им пенсии по старости.

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - это учитываемая при определении размера указанных пособий продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору , государственной гражданской или муниципальной службы , а также периодов иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Данный вид стажа представляет собой разновидность специального страхового стажа, однако в отличие от специального страхового стажа как продолжительности только определенной работы, указанной в законе , в данный стаж включается любая работа, в период которой лицо подлежало данному виду обязательного социального страхования. Он введен с 1 января 2007 года Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Данный вид стажа как юридический факт , с которым связано право на определенный размер пособия по временной нетрудоспособности, по существу заменил непрерывный трудовой стаж .

В зависимости от продолжительности данного вида специального страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» может составить 100%, 80% или 60% от среднедневного заработка работника. Следует учесть, что продолжительность такого стажа может привести и к резкому снижению стандартных размеров пособия. Закон установил, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (а равно и по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда .

В виде исключения, в данный вид специального страхового стажа наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 указанного закона, засчитываются также периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Правила исчисления данного вида страхового стажа установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 февраля 2007 г. № 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам". В этот стаж включаются:

а) периоды работы по трудовому договору ;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

  • периоды деятельности индивидуального предпринимателя , индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды , периоды деятельности физических лиц , не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
  • периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;
  • периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива , принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;
  • периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации , депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации , а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;
  • периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
  • периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы , при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.

Исчисление трудового стажа и его доказательства

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ , учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год, утвержден постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498.). В этом акте, в частности, указаны следующие отрасли:

  • торфяная промышленность (болотно - подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях);
  • лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда);
  • лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы);
  • маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в др.);
  • мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и др.);.
  • рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке);
  • плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов) и т.д.

Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. Однако данное правило применяется при условии, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование , определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней).

Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 1 января 2015 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Особенности исчисления специального страхового стажа определены в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". В частности, данный нормативный правовой акт отсылает к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516. В данном акте установлены условия суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж. При этом действует общее правило, разрешающее прибавлять к специальному стажу периоды работы, с которыми связано право на более льготные условия пенсионного обеспечения, но не наоборот.

В соответствии со ст. 33 Закона «О страховых пенсиях» порядок суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с периодами работы, дающими право на досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренными пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 ст. 30 данного Закона, определяются Правительством РФ.

Особый порядок исчисления специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, сохранен для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Он предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Согласно этому акту лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню, год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и 6 месяцев.

Продолжают также действовать особенности исчисления специального страхового стажа, предусмотренные и для работников летного состава гражданской авиации Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537.

Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен Постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации". В соответствии с указанным постановлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы будут засчитывать на льготных условиях один месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны ; один месяц службы за три месяца в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий и т.д.

В указанном акте содержится также перечень отдаленных местностей, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за два месяц.

В виде исключения установлено, что в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется -трудовая книжка)1.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений ; трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы .

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении статьи 312.2. ТК РФ, предусматривающей особенности заключения и изменения условий трудового договора о дистанционной работе. По соглашению сторон трудового договора о дистанционной работе сведения о дистанционной работе могут не вноситься в трудовую книжку дистанционного работника, а при заключении трудового договора впервые трудовая книжка дистанционному работнику может не оформляться. В этих случаях основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже дистанционного работника является экземпляр трудового договора о дистанционной работе.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения. Кроме того, один из родителей, обращающийся за установлением страховой пенсии, должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из них следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществлялся уход. Такое решение принимается на основании заявления трудоспособного лица, осуществлявшего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществлялся уход.

Периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей , если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

Правом на пенсионное обеспечение в старости, а также в отдельных случаях, предусмотренных российским законодательством, обладают все граждане РФ. Однако, сумма пенсии у отдельно взятых граждан отличается, поскольку при установлении ее размера за основу берутся определенные показатели. Первостепенной величиной для осуществления расчета является продолжительность трудового стажа гражданина. Что подразумевает это понятие, какие бывают виды и какие жизненные периоды входят в общую длительность выслуги лет для начисления пенсии, можно будет узнать при ознакомлении с материалом статьи.

Что это такое?

Трудовой стаж человека — это периоды официальной профессиональной активности человека, подлежащие учету и суммированию для определения итоговой суммы пенсии. Обозначенное понятие имеет ключевое значение для каждого жителя России, поскольку отсутствие выслуги лет лишает человека достойных пенсионных выплат после выхода на заслуженный отдых.

После осуществления преобразований в пенсионной системе РФ наметились некоторые изменения при начислении материальной помощи пенсионерам. За основу берется страховой стаж работы, определяемый законодательством как временной период, на протяжении которого руководитель компании производил обязательные отчисления.

Требуется отметить, что понятие трудовой стаж имеет собирательный смысл, поскольку включает в себя несколько разновидностей выслуги лет, каждый из которых имеет свои особенности, значение и правила для вычисления размера пенсии.

Виды трудового стажа

Общий — исходя из названия можно сделать вывод, что под общим рабочим стажем понимается весь временной период, в течение которого человек осуществлял трудовую деятельность. Длительность общей выслуги лет не зависит от специфики профессиональной активности, непрерывности работы или обстоятельств смены рабочего места. При вычислении суммированной продолжительности общего времени работы для начисления пенсии действует принцип согласно которому один календарный год работы равняется одному году трудового стажа.

Общая выслуга лет имеет определяющее значение в процессе расчета следующих государственных пособий:

  • Пенсий по случаю наступления старости;
  • Материальной помощи в связи с потерей кормильца;
  • Пенсий инвалидам.

Специальный — обозначенная разновидность трудового стажа подразумевает осуществление лицом трудовой деятельности в отдельных сферах или на отдельных должностях, в отношении которых действуют особые условия труда и начисления трудового стажа для получения пенсии.

В качестве таких видов работ выделяют:

  • Осуществление профессиональных обязанностей в неблагоприятных для здоровья условиях производственной среды;
  • Деятельность в тяжелых климатических условиях или в регионах, которые подверглись радиоактивным излучениям;
  • Трудоустройство в образовательной или медицинской области, а также работа в государственных структурах.

Наличие специального трудового стажа создает возможность для преждевременного оформления пенсии на льготных условиях.

Непрерывный — под соответствующим определением понимается профессиональная активность лица, осуществляемая без продолжительных перерывов в работе. На сегодняшний день данный термин сохранил свою значимость только для отдельных групп трудящихся, для которых непрерывность выслуги лет оказывает влияние на количество отпускных дней и сумму доплат к основному заработку, но не на размер пенсии. Допустимая продолжительность перерыва в работе при трудоустройстве на новое место труда равняется одному месяцу. В отдельных случаях длительность перерыва может достигать от трех месяцев до одного года.

Страховой — время, на протяжении которого трудящийся был зарегистрирован в Фонде соцстрахования и наниматель отчислял денежные средства за него. В нынешних условиях при расчете суммы пенсии именно страховой стаж имеет определяющее значение. При отсутствии минимального периода обозначенной выслуги лет, нельзя рассчитывать на получение страховой пенсии. В подобной ситуации гражданин вправе получить социальное пенсионное обеспечение. На 2018 год минимальный страховой стаж работы равняется 9 годам, что не является пределом, поскольку планируется его постепенное повышение до 20 лет.

Что входит в трудовой стаж?

Нередкими являются ситуации, когда трудоспособные граждане по каким — либо причинам не могут осуществлять профессиональные обязанности. Но поскольку при начислении пенсии имеет значение любой временной период, то законодательством РФ определен перечень периодов, которые подлежат учету при исчислении общей длительности выслуги лет.


Что входит в трудовой стаж при начислении пенсии?

  • Обязательным временем, которое зачисляется в стаж работы для определения величины пенсии является срок, на протяжении которого гражданин состоит на учете в Центре занятости населения и получает финансовую помощь от государства;
  • Время ухода за недееспособным или пожилым человеком;
  • Период пребывания под стражей. Этот срок зачисляется в трудовой стаж для получения пенсии только если срок тюремного заключения был назначен незаконно;
  • Срок, когда гражданин не располагал возможностью трудиться по причине плохого состояния здоровья;
  • Время проживания супругов военных или дипломатических работников в регионе, стране, где отсутствует возможность устроиться на работу.

Важно обратить внимание, что обозначенные периоды входят в трудовой стаж гражданина для начисления пенсии только в том случае, если до наступления этого времени и после него человек имел официальное место труда и заработок.

В процессе расчета трудового стажа для начисления пенсии многих интересует вопрос, входит ли учеба, служба в рядах армии и декретный отпуск в указанный период. Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, требуется рассмотреть нюансы подсчета выслуги лет в отдельных случаях более подробно.

Входит ли декретный отпуск?

Трудовое законодательство гарантирует каждой женщине право на получение декретного отпуска для осуществления ухода за новорожденным ребенком. Оформить выход в декрет беременная женщина вправе на основании . При этом многих беременных интересует вопрос, входит ли декретный отпуск в трудовой стаж. Для ответа на заданный вопрос необходимо обратиться к содержанию , согласно которому декретный отпуск входит в трудовой стаж для начисления пенсии. Однако, расчет общей выслуги лет женщины, которая оформила выход в декрет, имеет некоторые особенности:

  • Беременная женщина вправе рассчитывать получение времени отдыха до и после рождения ребенка, а также до наступления ребенку полутора или трех лет. При этом в трудовой стаж для начисления пенсии войдут только периоды времени до родов и после, до наступления ребенку полутора лет. Стоит знать, что помимо матери зачислить декретный отпуск в трудовой стаж имеют право и другие члены семьи, но только не одновременно. Воспользоваться гарантированным законом правом имеет возможность только один член семьи;
  • Если женщина является многодетной матерью и неоднократно оформляла декретные отпускные дни, то при расчете размера пенсии учитывается общая сумма трудового стажа, начисленная за время нахождения в декрете. Общий период времени по уходу за всеми детьми не должен быть больше шести лет.

Засчитывается ли учеба в трудовой стаж?

Российская пенсионная система нередко претерпевает изменения, которые касаются минимальной продолжительности трудового стажа, временных периодов, которые входят в него и других нюансов, которые оказывают влияние на порядок расчета и начисления пенсии. Поэтому многих граждан интересует информация по поводу зачисления учебы в институте, техникуме, ПТУ в трудовой стаж человека.

В содержании правовых актов на этот вопрос дается отрицательный ответ, но с уточнением исключения из правил. Так, период обучения может быть включен в стаж для определения размера пенсии, если человек совмещал учебу с рабочей деятельностью или периодом, который подлежит учету. Также имеет значение официальное трудоустройство до начала обучения, поскольку для зачисления обозначенного срока должны производиться взносы нанимателем в ПФР. В остальных случаях учеба в любом образовательном заведении не входит в трудовой стаж для определения размера пенсии.

Входит ли служба в армии?

Основываясь на положениях Федеральных законов под номерами и , время, проведенное гражданином в рядах армии, входит в трудовой стаж, который влияет на сумму пенсии. Для зачисления срока армейской службы в общую выслугу лет, гражданин обязан подтвердить данный факт посредством надлежащих документов. В качестве таких актов могут выступать: трудовая книжка, военный билет, рапорт командира части, показания свидетелей.

Входит ли срочная служба в армии в трудовой стаж для пенсии? Вне зависимости от способа прохождения службы, время пребывания в рядах российской армии подлежит учету при определении размера пенсии. Однако, стоит знать, что после армейской службы гражданин должен официально трудоустроиться. В противном случае, представители Пенсионного фонда могут отказать в зачислении обозначенного срока в общую выслугу лет, что в итоге отразится на величине пенсии.

Как рассчитывается?

Для проведения точного расчета продолжительности трудового стажа для начисления пенсии, требуется помнить о важных правилах:

  • Расчет производится на основании документации, которая подтверждает все периоды профессиональной активности человека. Это может быть трудовая книжка и вкладыши из нее, рабочее соглашение с работодателем, справки о получении ежемесячного заработка и прочие акты;
  • В процессе вычисления учитываются периоды, которые прибавляются к основному трудовому стажу;
  • Один календарный год службы равняется одному году выслуги лет.

Порядок расчета трудового стажа для определения размера пенсии:

  • Сведения о рабочей деятельности гражданина выписываются из удостоверения трудящегося для определения длительности работы у отдельных работодателей;
  • Полученные данные суммируются для получения точного количества сначала полных месяцев работы, а затем лет. Итоговая сумма и составит общую продолжительность стажа работы гражданина, на основании которой будет определяться размер пенсии.

Продолжительность официальной трудовой деятельности оказывает существенное влияние на итоговую сумму пенсии. Поэтому при трудоустройстве и в процессе осуществления профессиональных обязанностей стоит помнить о данном принципе.

Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии.

Одним из видов стажа, то есть времени, когда человек трудоустроен официально и за него направляются в пенсионный фонд необходимые взносы, является страховой стаж.

Термины и определения

Под страховым стажем следует понимать общую длительность периодов (в сумме), когда гражданин официально работал, и за него поступали в ПФР страховые взносы.

Более точно было бы расширить данное определение и безотносительно к трудовой деятельности, считать страховой стаж как общий период, когда на гражданина в Пенсионный фонд поступали страховые выплаты или налоги.

В состав страхового стажа включаются не только периоды трудовой деятельности, но и прочие:

Данные периоды могут быть засчитаны при условии, что до них или после гражданин трудился официально (независимо от продолжительности). Страховой стаж исчисляется в порядке календарного времени, в случае совпадения некоторых периодов по выбору гражданина может быть учтен один из них. В данный вид стажа не зачитываются периоды, которые имеются у гражданина при установлении пенсии по законам иностранного государства.

Наличием большого числа перечисленных периодов страховой стаж отличается от трудового. Первое понятие более широкое, и может включать в себя трудовой и иные периоды, тогда как второе понятие показывает исключительно время официального трудоустройства человека. Соответственно, страховой стаж по времени обычно больше, чем собственно трудовой.

Сама возможность получения такого пособия и будет определяться наличием необходимого стажа, а размер выплаты – напрямую зависеть от его продолжительности:

  • если гражданин имеет стаж 8 и более лет, то ему выплатят по больничному 100% от среднего заработка;
  • при наличии стажа от 5 до 8 лет, гражданин получит 80% от среднего заработка;
  • при стаже до 5 лет, выплата составит 60% от среднего заработка;
  • при трудовом стаже менее полугода сотрудник , не превышающее за месяц (это касается и пособия по беременности и родам).

Следует учесть, что листок нетрудоспособности, полагающийся женщине по беременности и родам, при трудовом стаже не менее полугода всегда будет оплачен в размере 100% от среднего заработка.

Нюансы в различных ситуациях

С 2019 года пристальное внимание при определении страхового стажа будет обращено на следующие нюансы , которые теперь будут принимать к расчетам:

  • весь срок прохождения службы в вооруженных силах или внутренних органах и других силовых структурах. Эти годы будут учтены в полном объеме;
  • если человек был временно нетрудоспособен, и получал в этот период пособие, этот срок тоже войдет в страховой стаж. Только его необходимо будет подтвердить документально;
  • уход за детьми до 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности — при этом срок не может быть выше верхнего указанного предела и начисляется только кому-то одному из родителей;
  • время, когда человек не был официально трудоустроен, теперь тоже могут засчитать, если весь это срок он был зарегистрирован на бирже труда и получал пособие по безработице;
  • уход за ребенком-инвалидом, или лицом, старше 80 лет;
  • период нахождения под стражей, если будет доказана невиновность поданному факту – весь срок пребывания будет зачтен человеку полностью.

Специфика расчета для представителей Беларуси, Украины, Туркменистана, Казахстана, Армении и ряда других стран бывшего союза регламентирована международным соглашением в рамках пенсионного обеспечения и рассчитывается в индивидуальном порядке для каждого конкретного случая.

О страховом стаже для расчета больничного листа рассказано в следующем видеоматериале:

Если вы собираетесь на пенсию или устраиваетесь на работу, то в обязательном порядке должны знать что такое трудовой стаж и как его правильно рассчитать. Ведь от количества стажа будет зависеть не только сумма будущих социальных выплат, но и некоторые надбавки от государства.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Определение “Трудовой стаж”

Трудовой стаж как для мужчин, так и для женщин – это количество лет, которые тот или иной человек проработал на работе. В некоторых случаях в стаж может включаться период, когда гражданин не работал по тем или иным причинам. Все эти обстоятельства описаны в трудовом кодексе РФ. Общий трудовой стаж можно подсчитать с помощью трудовой книжки, в которую вносятся все периоды трудовой деятельности гражданина.

Заметка! От количества и других характеристик стажа будут зависеть права на социальные выплаты человека.

Виды трудового стажа

Для того чтобы осуществить подсчет трудового стажа правильно, необходимо дать определение видам стажа, а также знать, как правильно осуществлять подсчеты. Итак, существует 3 вида стажа:

  1. Общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж – это общая сумма проработанных лет. При расчете общего стажа не учитывается должность или оклад. Подсчитывается общее количество лет, когда человек работал на любое предприятие или фирму. От этого вида стажа будет зависеть размер пенсии гражданина.

    Заметка! Стоит заметить, что в общий стаж также могут быть учтены годы обучения человека в институте или университете. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку после окончания высшего учебного заведения или же после получения диплома.

  2. . От этого вида стажа не будет зависеть дальнейшая сумма пенсии, но он может повлиять на дополнительные льготы для трудящегося. Примером таких льгот могут быть путевки в санатории, дополнительные премии и другие денежные выплаты, а также субсидии на коммунальные и другие услуги.

    Заметка! Этот вид стажа включает в себя период, когда гражданин занимал определенную должность на одном из предприятий некоторое количество лет (непрерывно).

  3. Специальный стаж. Вид стажа в который учитывается количество проработанных лет на определенной профессии или должности. К этому стажу относятся профессии военнослужащих, работа в спецслужбах и органах и т. д.

Кроме этих видов стажа существует также страховой стаж, который учитывает те периоды, когда гражданин вносил страховые взносы в Пенсионный фонд. Этот вид стажа учитывается при выходе человека на пенсию по старости.

В трудовой стаж включаются такие периоды:

  • Постановка на учет по безработице.
  • Служба в армии, ОВД, а также учреждениях системы исправления граждан.
  • Декретный отпуск и воспитание ребёнка до 1,5 года.
  • Участие в общественных работах.
  • Долгосрочное и краткосрочное пребывание в ссылке или тюрьме.
  • Уход за инвалидом.

Эти периоды обусловлены законодательством и в обязательном порядке будут включены в общий стаж гражданина, если до этого человек работал хотя бы 1 день, при этом производились зачисления в Пенсионный Фонд России.

Расчёт трудового стажа

Трудовой стаж рассчитать довольно просто, для этого необходимо подсчитать количество проработанных лет, которые указаны в трудовой книжке. Минимальный трудовой стаж составляет 20 лет для женщин и 25 – для мужчин. Если трудовой стаж в вашей трудовой книжке будет ниже – сумма пенсии соответственно будет уменьшена.

Стоит заметить, что право на пенсию зависит также от страховых взносов в пенсионный фонд. Как правило, эти взносы вычитаются с зарплаты работников при официальном трудоустройстве. Если же гражданин по той или иной причине официально не трудоустроен – взносы от его имени в пенсионный фонд могут и не производиться. Именно поэтому правительство страны делает все возможное для того, чтобы каждый гражданин был уверен в своем будущем и внедряет новые пенсионные реформы и системы.

Заметка! Для того чтобы рассчитать не только свой трудовой стаж, но и сумму ежемесячного дохода после выхода на пенсию, необходимо обратиться в бухгалтерию по месту работы, и попросить распечатку, подтверждающую страховые перечисления, а также алгоритм расчета пенсии.

Правила подсчёта непрерывного трудового стажа

С 2007 года при расчете пенсии сумма непрерывного стажа не учитывается. Размер пенсии зависит только от промежутков времени, когда гражданином вносились страховые платежи. Лишь в некоторых случаях может потребоваться сумма непрерывного стажа, например, при его сравнении со страховым.

В страховой стаж также включаются такие периоды:

  • Время ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет (но не больше 4,5 лет в целом). Стоит заметить, что до 2014 учитывался общий период всего 3 года.
  • Период временной нетрудоспособности, например, беременность, когда производились выплаты из соц. страхования.
  • Армия и служба в Вооруженных силах России.
  • Время ухода за инвалидами, в том числе детьми, при этом уход должен осуществляться трудоспособным человеком.
  • Время проживания семьи военнослужащих в местности, где они не могут устроиться на работы. В этом случае максимальный страховой стаж равен 5 годам.
  • Время проживания супругов (жен/мужей) заграницей. В случае если один из супругов был направлен на работу заграницу в качестве дипломата или научного сотрудника, его жена или муж имеет право на получение страхового стажа до 5 лет.

Все вышеупомянутые периоды учитываются только в том случае, если гражданин работал до и после любого из периодов.

Просмотров